Цыганские похороны: обычаи и традиции
Цыгане являются одним из самых многочисленных народов мира, не имеющих своего государства. Потомки средневековых выходцев из северо-западной Индии, они сегодня населяют многие уголки земного шара и насчитывают, по меньшей мере, 18 млн. человек. Из них от 7 до 8 млн. проживают на территории европейских стран, в первую очередь Испании, Румынии и Болгарии. Они известны под разными именами: англичане традиционно называли цыган «gypsies» (от англ. Egyptians), французы – «bohémiens» (от названия исторической области на западе современной Чехии, Богемии), финны — «mustalaiset» (от финн. «чёрный») и т.д. Другие этнонимы, в том числе российское слово «цыгане», происходят от греческого термина «ατσίγγανος», т.е. «неприкасаемый», который, как считается, использовали для обозначения этого народа в Византии из-за занятий гаданиями и ворожбой. Сами цыгане предпочитают название «рома» от «романи» – человек.
Культура цыган очень разнообразна и многолика, а потому похоронные обычаи у разных этнических групп могут сильно разниться. Однако несмотря на широкое расселение и значительные региональные различия все рома сохраняют верность общим национальным корням и традициям. Семья – одно из основополагающих понятий в цыганской системе духовных ценностей, а потому вне зависимости от места проживания и принятой религии проводам близкого человека в последний путь уделяется чрезвычайное внимание.
Смерть в представлении цыган: культ предков и скверна
В цыганских представлениях о смерти парадоксально сочетаются два во многом противоположных принципа. С одной стороны, на мертвых родственников распространяется культ семьи. В культуре рома интересы семьи традиционно стоят выше личных: семья (а зачастую вся община) делает все для защиты, помощи и достойного воспитания детей, а те в свою очередь безоговорочно признают авторитет старших поколений и строго следуют устоявшимся традициям. Подобно тому, как молодые, повзрослев, обязаны содержать своих родителей в жизни, они должны позаботиться о них и в смерти, обеспечив им пышные похороны и достойную усыпальницу. В противном случае они ставят под удар не только свое положение в сообществе, но социальный статус всего своего рода.
С другой стороны, смерть по своей природе связана со скверной, а следовательно все, что с ней соприкасается, также становится «нечистым» и опасным для цыганина. По этой причине рома традиционно избавляются от всего, что умерший трогал в последние часы своей жизни: одежды, в которую он был облачен в момент смерти, нательных украшений, постельного белья с его смертного ложа и т.д. Все эти предметы либо отправляются вместе с усопшим в могилу, либо сжигаются.
По представлениям некоторых групп рома, «смертная» скверна может распространяться как на предметы, так и на людей. Хотя «оскверненные» смертью не исключаются полностью из жизни цыганского сообщества, они должны носить специальную траурную одежду, использовать в обиходе отдельную утварь и избегать физического контакта с «чистыми» рома. Со временем скверна сойдет сама.
Цыганские могилы
Могилы рома могут значительно выделяться на фоне даже самых роскошных склепов, не говоря уже о традиционно сдержанном убранстве большинства захоронений. В частности, у цыган, проживающих на территории бывшего СССР, для покойных принято возводить настоящие «хоромы». Дно и стенки погребальной ямы зачастую укрепляют кирпичом или булыжником, а ее саму украшают коврами и картинами. Вместе с гробом внутрь опускают и личные вещи усопшего: одежду, драгоценные украшения, религиозную атрибутику, мобильные телефоны – все, что может понадобиться человеку на «том» свете. Поверх такого королевского склепа обычно водружают самое дорогое надгробие, которое только могут позволить себе родственники, обязательно с изображением умершего во весь рост и, зачастую, его самого дорогого имущества, будь то особняк или автомобиль.
Цыгане считают, что готовиться к смерти следует с молодости, а потому рано начинают откладывать «похоронные» деньги. Однако предназначаются эти сбережения не для собственных похорон, а для погребения родителей и кровных родственников. Чтобы обеспечить любимым по-настоящему достойное смертное ложе, родственники нередко откладывают благоустройство могилы на несколько лет, откладывая на эти цели каждый свободный рубль.
Подготовка к похоронам
Чувствуя приближение смерти, умирающий, чтобы не распространять скверну, переселяется в отдельный шатер-палатку, которая называется «бендер». Вплоть до последних минут жизни родные и близкие остаются у его одра и окружают его теплом и заботой, чтобы сделать его уход как можно более комфортным. В бендере не принято открыто показывать скорбь, находясь рядом с умершим, рома стараются сохранять присутствие духа, общаясь и шутя как ни в чем не бывало. Только после того, как усопший испустил последнее дыхание, члены семьи могут выразить свое горе плачем или рыданиями.
Обряды и ритуалы, которыми рома провожают усопших в последний путь, разнятся от сообщества к сообществу и во многом зависят от того, что предписывает им их традиционная религия. В соответствии с христианскими традициями, православные цыгане сразу после смерти омывают умершего, используя для этого специальные настои из благовонных трав. Затем его облачают в самые лучшие одежды и надевают драгоценный нательный крест, а затем укладывают в гроб. Вплоть до погребения над телом усопшего читают заупокойные молитвы (в некоторых сообществах – специальные заговоры), а после – держат 40-дневный траур с поминками на третины, девятины и сороковины после смерти.
Отношение к вскрытию
В культуре рома тело покойника считается неприкосновенным, а любые манипуляции с ним помимо необходимых для похорон – строгим табу. В первую очередь это касается вскрытия. Рома категорически не приемлют любые операции с телами усопших, а потому ищут любую возможность избежать этой процедуры иногда даже в том случае, если это чревато проблемами с законом. Если семья умершего не в состоянии договориться с правоохранительными органами, она обращается к барону или авторитетному «свояку» за помощью. Они в свою очередь уже идут решать этот вопрос на уровне местной администрации.
Похороны и поминки
Каждый цыганин в меру своих возможностей старается организовать родному человеку самые роскошные похороны, а потому подготовка к церемонии может растянуться на одну или две недели. Пока семья занимается всеми организационными вопросами, в дом к покойнику стекается вся ближняя и дальняя родня, друзья, соседи, коллеги и знакомые, чтобы почтить его память и выразить соболезнование его родственникам.
В последний путь усопшего рома провожают пышно и весело, поскольку верят, что он теперь избавлен от земных лишений и находится в лучшем мире – а значит и плакать по нему смысла нет. Пролив последние слезы о покойном во время погребения, члены таборы отправляются на поминальное празднество. На церемонию приглашают оркестр, который исполняет народную музыку, вальсы и польки, накрывают большой стол с разнообразными традиционными угощениями и напитками, все поют и танцуют. Длиться такие поминки могут до 2-3 дней.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: