Закрыть
Екатеринбург
  Мусульманские похоронные традиции

Мусульманские похоронные традиции

Из всех вероучений, распространенных на территории России, ислам является второй по численности последователей религией в стране, уступая разве что православному христианству. Нюансы и правила мусульманского права и религиозных практик настолько сложны и многообразны, что даже богословы на протяжении многих столетий спорили о том, какая именно трактовка является корректной. Исламская погребальная обрядность – не исключение. Шариат регулирует все аспекты похорон, начиная от подготовки к смерти и заканчивая тонкостями поминальных ритуалов, и без помощи духовного лица даже правоверным мусульманам в этом деле не обойтись.

Подготовка к смерти

В отличии от христианина, который на грани смерти исповедуются в совершенных грехах, умирающий мусульманин обращается к Аллаху с шахадой, провозглашая свою веру. Шахада или исламская декларация веры в единого бога Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда входит в число пяти столпов ислама и произносится при чтении любой мусульманской молитвы. Текст шахады гласит: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». Произнесение этих слов либо самим умирающим, либо его близкими призвано умилостивить Аллаха.

Мусульмане верят, что оставлять умирающего человека в одиночестве ни в коем случае нельзя. В этот предсмертный час члены семьи собираются подле его смертного ложа и читают аяты и суры из Корана, помогая ему мирно перейти на тот свет. Перед смертью, согласно исламских верованиям, человек мучается ужасной жаждой, и долг родственников – подать ему стакан холодной воды.

Ритуалы омовения и облачения

После наступления смерти усопшего переворачивают на правый бок таким образом, чтобы его лицо было обращено к кибле. Опустив его веки, родственники обращаются к Аллаху с молитвами о прощении его прегрешений и благословения его захоронения. Как только погребальные молитвы были произнесены, мусульмане приступают к подготовке тела почившего к похоронам. Для этого над ним проводят специальные обряды малого (вуду) и полного (гусль) омовения, а затем облачают его в особое исламское погребальное одеяние – саван.

Чтобы умерший мусульманин в подобающем виде предстал перед Аллахом, над совершают малое и полное ритуальное омовение. В этих обрядах традиционно участвуют четверо человек, при этом они в обязательном порядке должны быть того же пола, что и усопший. Исключение делается только для супругов и родителей, омывающих не достигшего полового созревания ребенка. Омовение совершает гассал, в то время как его помощники льют воду и переворачивают тело покойного.

Уложив почившего на специальное ложе, стол или лавку, – лицо его также должно быть обращено к кибле, – умывальщики снимают с него одежду и прикрывают его половые органы или аурат полотенцем. У мужчин ауратом считается нижняя часть тела от пупка до колен, а у женщины – все тело кроме головы, шеи, рук и ног до середины голеней. Сперва гассал несколько раз с силой проводит по животу умершего, выводя из его кишечника нечистоты, и обмывает его промежность. Затем покойнику моют голову, лицо, руки до локтей и ноги – до ступней. Его трижды переворачивают с одного бока на другой, обливая его тело сначала чистой водой, затем добавив в нее камфору или кедровый порошок. В завершение церемонии гассал и его помощники омывают спину умершего, приподнимая его над ложем – переворачивать тело на живот считается проявлением неуважения к памяти усопшего и запрещено исламом.

После омовения умершего мусульманина его облачают в погребальное одеяние или саван. В зависимости от его пола саван может состоять из трех (для мужчин) или пяти (для женщин) отрезов ткани. Мужской саван включает в себя длинную бесшовную рубаху-камис, которая закрывает все тело от шеи до ступней, изар для оборачивания нижней части тела и лифафу – самый большой отрез полотна, в который поверх предыдущих слоев заворачивают покойника. Женский саван помимо вышеперечисленных элементов также включает в себя платок для покрытия волос, головы и шеи, а также кирку, которой оборачивают грудь.

Мусульманская погребальная молитва аль-джаназа

В соответствии с исламскими традициями, необходимо как можно скорее похоронить умершего, предпочтительно непосредственно в день его смерти. Омытого и облаченного в саван покойника укладывают на специальные носилки с раздвижной крышкой – тобут, – и несут к месту совершения погребального намаза аль-джаназа. Имам встает перпендикулярно телу, обратившись лицом к кибле, за ним в четыре ряда становятся участники церемонии. Молитву читают стоя: сперва произносят ният или намерение, затем четырежды повторяют такбир «Аллаху Акбар» (в пер. «Аллах велик»). Совершение джаназа-намаза является коллективной обязанностью мусульманской общины, без которого похороны не будут считаться действительными.

Исламские похороны и могила

Когда над покойником прочитали джаназу, он считается готовым к погребению. Мусульманские похороны называются дафн. При внешнем сходстве с традиционными для христианской цивилизации ритуалами они имеют несколько важных отличительных черт.

Хоронят покойных мусульмане только на мусульманских кладбищах или специально выделенных участках на общегородских некрополях. В обычной могиле прямоугольной форме в боковой стороне у дна делают нишу или ляхд, и уже в нее кладут тело, повернув его в сторону Каабы. Ляхд затем закладывают необработанным кирпичом или досками, и засыпают могилу землей.

В течение долгого времени в исламе не было принято устанавливать надгробные памятники, и, хотя в наше время эта традиция постепенно уходит в прошлое, мусульманские памятники в соответствии с заветами религии должны выглядеть максимально скромно и сдержанно. На них традиционно указывают только полное имя усопшего, даты его жизни и эпитафию в виде суры из Корана. Допустимо изображение полумесяца (священного символа ислама) и простой орнамент. Надгробие устанавливают лицевой стороной к кибле.

Возможно, вам будет интересно:

3 июня 2020