Закрыть
Екатеринбург
  Древние погребальные традиции башкир

Древние погребальные традиции башкир

Башкиры, - титульная нация Республики Башкирия, - исконно населяют обширные просторы степей и предгорий Южного Урала и Предуралья, которые образуют огромную одноименную историко-географическую область. Исторический Башкортостан, вошедший в состав Российской Империи как Уфимский уезд, помимо территорий современного субъекта, также включает в себя Оренбургскую и Челябинскую области, Татарстан, Удмуртию, Пермский край, Свердловскую, Курганскую, Самарскую и Саратовскую области. Именно в этих границах и проживает сегодня этот многочисленный народ. С населением более чем 1,5 миллиона человек, башкиры являются четвертым по численности этносом Российской Федерации после русских, татар и украинцев.

На протяжении почти тысячелетия ислам оставался традиционной религией башкирского народа, однако несмотря на все усилия мусульманского духовенства полностью искоренить языческие обычаи ему не удалось. Подчинившись исламским канонам, народные верования и обряды тем не менее прошли испытание временем и в той или иной форме сохранились до наших дней. Этот особый религиозный синкретизм становится очевиден, если взглянуть на семейную обрядность башкир, и в частности – похоронно-поминальный ритуал.

Предсмертные ритуалы

Каждый этап умирания, погребения и поминовения у башкир сопровождается специальными ритуалами и обрядами, которые должны строго соответствовать исламскому регламенту. Человека, который находится на грани жизни и смерти, родственники кладут на спину ногами по направлению к кибле. К нему приглашают местное духовное лицо, который садится в изголовье его постели и читает ему священную суру Ясин, призванную облегчить переход умирающего на тот свет.

Однако этим магические свойства предсмертной молитвы в народном сознании не ограничиваются. Считается, что Ясин не только приносит облегчение последних страданий, но даже может исцелить опасную хворь: раньше в деревнях знахари нередко наносили текст суры на бумажную ленту, которую затем склеивали концами. Верили, что если пронести больного через получившееся кольцо, то он будет освобожден от своего заболевания и выздоровеет, а если нет – значит подошел к концу отведенный ему свыше срок.

Существовало и другое поверье, связанное с последними часами человека на земле. Исследовательница башкирской обрядности, Розалия Султангареева, рассказывает, что волшебной силой также наделялись и напутственные слова умирающего. Предсмертное благословение, также называемое в народе бэхил считалось сильнейшим оберегом, который мог отвадить от получившего его человека различные беды и болезни.

Подготовка к похоронам: ритуалы и суеверия

Приготовления к погребальной церемонии у башкир следует мусульманским правилам: прежде чем предать покойника земле, над ним нужно совершить ритуальное омовение и обмывание, завернуть его тело в саван и прочитать над ним поминальный намаз аль-джаназа.

Однако до наших дней сохранилось немало защитных и очистительных ритуалов, представляющих собой ни что иное как реликты языческого мировоззрения. В доме умирающего принято завешивать все зеркальные поверхности и любые человеческие изображения темной тканью: фотографии, портреты, рисунки и куклы. Запрещено громко разговаривать, а после наступления смерти – оплакивать почившего, чтобы его душа могла быстрее смириться со своим новым состоянием. Вплоть до похорон в доме нельзя выключать свет, чтобы злые духи не смогли проникнуть внутрь, а покойника необходимо «сторожить», чтобы его тело не смог подменить сатана. Чтобы отпугнуть его, на простыню, которой закрыто тело усопшего, нужно положить острый железный предмет, - ножницы или нож.

С пустыми руками в дом, куда пришла беда, приходить не принято: издревле гости, решившие почтить память умершего и выразить свои соболезнования его семье, приносили с собой полотенца, платки и мыло. Эти гигиенические принадлежности клали в изголовье постели, где скончался человек, где они лежали вплоть до поминок, на которых их было принято раздавать всем, кто поучаствовал в организации похорон.

Нередко перед похоронами почившего старались «очистить» от совершенных им грехов. Для этого проводился следующий ритуал: на круглый стол стелили белую простыню, а затем клали на нее личные вещи или одежду, которые принадлежали усопшему. Мулла завязывал их в узелки, а затем по очереди предлагал их собравшимся, спрашивая, готовы ли они взять на себя грехи умершего. Этот ритуал (дэурет итеи) завершал комплекс очистительных обрядов башкир перед погребальной церемонией.

Похороны

Как только все приготовления завершены, покойника можно было вынести из дома. Прежде чем уложить его тело на традиционные исламские носилки-тобут, почившего на куске липового луба проносили через порог ногами вперед. По древним поверьям, чтобы он не мог вернуться из загробного мира, пол перед входной дверью нужно было посыпать золой, а в дверную раму забить железные гвозди. Таким образом башкиры ограждали наш мир от потустороннего.

Траурная процессия традиционно состоит полностью из мужчин – участие женщин считается дурной приметой. В то время, как остальные идут на похороны, женщины раздают собравшимся исламскую милостыню – хайер, - и приступают к уборке жилища.

Могильная яма у башкир имеет типично мусульманские признаки. В боковой части могилы по направлению к кибле выкапывают нишу, которую затем укрепляют деревянными подпорками – сюда впоследствии уложат почившего таким образом, чтобы он мог вечно смотреть на исламскую святыню, Каабу. Если это возможно, рыть стараются до слоя красной глины, которой приписывают защитные свойства, однако обычно могила не отличается особой глубиной. Копатели работали по очереди, передавая друг другу инструменты, когда чувствовали усталость. Нельзя было передавать их из рук в руки, поэтому их просто клали на землю и отходили в сторону, позволяя следующему подобрать орудие с земли. Чтобы защититься от злых духов, эти инструменты не использовались для иных целей и хранились на самом кладбище.

Погребению предшествовал еще один очистительный обряд. Во главе с собравшимися мулла читал поминальные молитвы, а когда тело опускали в могилу, все гости принимались нахваливать покойного. Считалось, что, ручаясь за его благочестивость и набожность, члены общины могли облегчить его переход на тот свет и помочь ему обрести лучшую участь в смерти. Под чтение аятов мертвеца клали в нишу-лэхэт и заделывали ее досками или необработанным кирпичом, чтобы земля при закапывании не могла попасть внутрь. Первым горсть земли бросал мулла, причем еще до того, как укладывающие имели возможность выбраться из ямы. Вслед за ним это повторяли собравшиеся, после чего копатели приступали к закапыванию могилы.

Сегодня исламские могилы принято украшать скромно и единообразно – темными плитам с именем умершего, датами его жизни и аятом из Корана, однако в деревнях до сих пор иногда вместо этого ее украшают конструкцией из грубо обработанных каменных плит или стел. Чтобы до останков не могли добраться дикие животные, ее обносили деревянной оградой, а по периметру обкладывали булыжником.

Возможно, вам будет интересно:

14 июля 2020