Закрыть
Екатеринбург
  Транспортное сообщение на кладбищах

Транспортное сообщение на кладбищах

История вопроса

В XIX веке большинство европейских городов столкнулось с серьезной проблемой – покойников негде было хоронить. Население стремительно росло, небольшие поселения разрастались в крупные мегаполисы, а приходские кладбища были переполнены. Чтобы решить эту проблему и удовлетворить «погребальные нужды» горожан на многие поколения вперед, муниципалитеты стали строить новые некрополи в глубоком пригороде. Многие такие кладбища – Центральное кладбище в Вене, Ольсдорфский некрополь, Бруквудское кладбище и т.д. – сегодня уже или вошли в состав городов, или вплотную прилегают к их границам, а также имеют удобную транспортную систему, которая позволяет жителям города быстро добраться до места назначения. Однако в первое время их посетители были вынуждены тратить до нескольких часов езды по проселочной дороге, только чтобы приехать на огромный едва застроенный пустырь.

Неудивительно, что популярностью у горожан эти кладбища не пользовались: неудобство расположения, отсутствие инфраструктуры, неприглядный внешний вид – все эти факторы не способствовали желанию приобрести здесь могильный участок для погребения любимого человека. Чтобы сделать новые некрополи привлекательнее для населения, городские власти привлекали к планированию архитекторов и ландшафтных дизайнеров, перезахоранивали здесь останки великих людей с городских кладбищ, разбивали на их территории сады и парки. Но решающее значение для их популяризации и развития сыграло создание удобных транспортных систем.

Железная дорога «London Necropolis»

Стук колес о рельсы, грохот вагонов, рев клаксона – железная дорога плохо вписывается в атмосферу светлой печали и траура, которая царит на большинстве старинных некрополей. Однако основатели британской ритуальной компании London Necropolis (LNC) придерживались иного мнения.

В 1851 году правительство объявило о закрытии всех лондонских кладбищ – к этому моменту они были настолько загружены, что невозможно было вырыть новую могилу, не повредив при этом уже существующую. Вокруг Лондона было учреждено множество новых кладбищ, однако было ясно, что это – временная мера. Выход из ситуации предложили два молодых предпринимателя, Ричард Броун и Ричард Спрай. Их проект предполагал создание единого городского Лондонского некрополя - огромного (8,9 км2) «мегакладбища» неподалеку от городка Бруквуд в графстве Суррей, в ≈40 километрах к юго-западу от столицы, - и пустить до него поезд. К этому моменту через Уокинг уже пролегала железная дорога London and South Western Railway (L&SWR), соединяющая Лондон и Саутгемптон, а потому для транспортировки мертвецов нужно было только закупить поезда и решить организационные вопросы с руководством LS&WR.

Предложение вызвало настоящий скандал в Парламенте, однако в 1852 году Броун и Спрай все же получили правительственное одобрение и приступили к работе. Они учредили компанию «London Necropolis Company», которая по их задумке должна была со временем стать монополистом на столичном ритуальном рынке, и договорились с руководством L&SWR о строительстве новой железнодорожной ветки «London Necropolis Railway» вдоль уже существующих путей. Ветка LNR начиналась на одноименной станции на Йорк-стрит неподалеку от вокзала Ватерлоо – чтобы не пугать пассажиров мертвецами и не нарушать привычную схему движения транспорта LNR не разрешили пользоваться для перевозок самим вокзалом – и шла вплоть до Бруквуда, где сворачивала на территорию кладбища. Само кладбище было разделено на два участка общей площадью 500 акров (2 км2), каждый из которых был оборудован собственной железнодорожной станцией и церковью: южный был предназначен для захоронения англикан, а северный - для представителей всех остальных вероисповеданий и неопознанных трупов. У станции можно было нанять конный экипаж, чтобы добраться до места захоронения.

Весь путь от точки отправления до могилы был разделен на секторы таким образом, чтобы представители разных социальных слоев и вероисповеданий не смешивались между собой. В одном составе таким образом находилось по два вагона-катафалка 1, 2 и 3 классов. Приобретая билет 1-го класса, родственники умершего получали право самостоятельно выбрать для захоронения любой свободный участок на Бруквудском кладбище и возвести на нем какой-либо памятник. Владельцам билета 2-го класса для установки надгробия требовалось заплатить 10 шиллингов, в противном случае компания впоследствии могла по своему усмотрению повторно использовать могилу. Наконец могила «третьеклассного» покойника находилась в полном распоряжении LNR и располагалась в строго отведенном секторе некрополя.

London Necropolis Railway просуществовала с 1854 до 1941 годов. Воплотить наполеоновские планы в жизнь LNC не удалось: часть невостребованных территорий «Лондонского Некрополя» пришлось продать, другую – переобустроить под съемное жилье для получения хоть какой-то прибыли. Вместо планируемых 50 тысяч покойных пассажиров в год LNR за все 87 лет существования перевезла всего около 200 тысяч. И 4-х построенных станций железной дороги сохранилась только Бруквудская, которая сегодня принадлежит L&SWR. В 2007 году здесь был установлен небольшой памятник, посвященный компании London Necropolis.

Кладбищенские автобусы и трамваи

Гораздо большую популярность в качестве «кладбищенского» общественного транспорта приобрели автобусы и трамваи. Так, на двух крупнейших европейских парковых кладбищах – Ольсдорфском некрополе в Гамбурге, Германия, и Центральном кладбище в Вене, Австрия, – организованы сложные автобусные маршруты с двумя десятками остановок. Оба кладбища представляют собой произведения архитектуры и паркового дизайна и ежегодно привлекают миллионы туристов со всех уголков света.

Кладбище в Гамбурге занимает почти 400 гектар, а на его территории существует около 300 тысяч могил. Поэтому для удобства посетителей были организованы два маршрута (№170 и 270) с 25 остановками. Остановки распределены таким образом, чтобы горожане и туристы смогли осмотреть главные достопримечательности и с легкостью добраться до нужной могилы из любой точки кладбища. В Ольсдорфе автобусные остановки размещены рядом с каждой из 12 знаменитых часовен, крупнейшими воинскими захоронениями немецких солдат, Мемориалом жертвам Холокоста и некоторыми другими памятниками.

Венское центральное кладбище немного уступает Ольсдорфскому некрополю по площади, занимая «всего» 250 га. В 1971 году на его территории был запущен маршрут №106. Каждые полчаса автобус под этим номером курсирует между 19 пронумерованными остановками. Маршрут следует мимо нескольких конфессиональных участков (католическое, протестантское, старое и новое еврейские кладбища, а также небольшие православный, мормонский, мусульманский и буддийский участки), аллеи Почетных могил (Ehrengräber), где покоятся величайшие деятели австрийской истории, в.т.ч. Бетховен, Моцарт, Шуберт и пр., президентской усыпальницы и других достопримечательностей.

Автомобильный транспорт на кладбище

Создание и содержание системы общественного транспорта – весьма затратное предприятие, и не все «туристические» кладбища могут это себе позволить. Поэтому сегодня именно автомобиль остается самым распространенным транспортом, который разрешается использовать на территории большинства некрополей (за исключением, может быть, велосипедов).

Правила въезда разнятся от страны к стране и кладбища к кладбищу. На Венском кладбище турист после оплаты билета имеет право рассматривать достопримечательности в своем темпе вплоть до вечернего закрытия. В России автомобилист может, получив соответствующее разрешение у администрации некрополя, въехать на его территорию для посещения захоронения, после чего должен без промедления покинуть ее. В Австралии на кладбище Руквуд в Сиднее движение автомобилей не регулируется вообще, в то время как Арлингтонское кладбище в пригороде Вашингтона посетить могут только члены семьи покойного, имеющие специальный пропуск.

Возможно, вам будет интересно:

Дополнительная информация:

15 декабря 2020
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок