Символы смерти в искусстве Европы
Язык живописи универсален. На нём можно поведать о своих страхах и волнениях, более полно выразить чувства. Если о смерти говорить словами, то не каждый способен описать свои впечатления. В то же время живописцы обратившиеся к данной теме часто перед зрителями раскрывают неведомое в красках, явственнее изображают муки или снизошедшую на умирающего благодать.
Череп или Адамова голова
Явным символом смерти остаётся человеческий череп, уложенный на две скрещенные бедренные кости. Согласно легенде, останки Адама и Евы, захороненные на Голгофе, после распятия Христа были омыты кровью сына Божьего. С тех самых времён с человечества снят первородный грех, и теперь каждый уверовавший в Иисуса способен начать жить заново.
Помимо известной сцены распятия, художники обращались и к другим библейским сюжетам. Воскрешение Лазаря говорило людям о победе жизни над смертью, а изображение пустой гробницы Христа после казни – о чудесах Господа. В то время люди были не были обучены грамоте, и картины доносили больше до разума, нежели проповеди с кафедры.
Ангелы и всадники Смерти
В Средневековой постоянные эпидемии уносили массу народа, в междоусобных войнах гибли люди. И какая из напастей страшнее, не приходилось выбирать. Хотя смерть лёгкая от меча представлялась большим благом, нежели гибель в мучениях от язв, лихорадки и внутренних болей. Не удивительно, что живописцы чаще стали изображать Смерть с мечом и верхом на коне. Мгновенное избавление от страданий считалось геройством, тогда как долгие страдания часто классифицировались Церковью как большое количество грехов, что не пускали человека в Обитель Божию.
Скелет
Издавна люди приметили, что кости разлагаются последними. Уже через год в могиле плоть распадалась, а скелет мог храниться в толще земли десятками лет. При раскопках Помпеи была обнаружена на месте кладбища фреска с надписью «Carpe Diem» (с латинского – «Наслаждайся моментом»). Данное изречение стало своеобразным руководством к действию. Не стоит оплакивать умерших и излишне убиваться. Пока мы на этом свете, нужно наслаждаться всеми благами жизни. Ведь смерть всё равно неминуема.
Триумф и Пляска смерти
Следующим вариантом восприятия перехода за грань миров стали насмешки над Смертью. На картинах всё чаще появляются изображения скелетов среди живых людей. Апофеозом стала Пляска смерти: ярмарочный хоровод, в котором явственно видны танцующие мертвецы среди обычного люда. Такое сочетание показывало, что Смерть не выбирает жертву по каким-либо признакам. Летальный исход может случиться с богатым и бедным, вельможей и крестьянином, красавицей и старухой, младенцем и дряхлым старцем. Кому суждено покинуть сей мир в скором будущем никому заранее не известно.
Одиночные изображения Вестницы с Косой показывали триумф смерти над жизнью. Каким бы благодетельным ни был путь живущего, его ждёт та же участь, что и заядлого пропойцы или преступника.
Церковь приветствовала подобные толки. Ведь запугав смертью паствой легче было управлять. Поскольку над бренным телом никто не властен, каждому отмерян свой срок на земле, следует больше внимания уделять духовной составляющей. Молитвами и послушанием можно добиться признания Господа и обрести Жизнь Вечную на Небесах. А грешников и нераскаявшихся ждут адовы муки в Пекле.
Изображение мёртвой природы - натюрморт
Постепенно мотивы смерти отходят на задний план. Пастораль и бытовые сюжеты становятся более востребованными. Символизм, оккультные науки и недосказанность стали предпочтительнее открытому выражению чувств и эмоций. Всё чаще купцы и мещане заказывают художникам натюрморты. Сорванные фрукты, срезанные цветы, убитая дичь и предметы обихода статичны. Над ними не властна Смерть. В то же время плоды с червоточиной или увядающие соцветия вновь сообщали живущим о переменчивости Бытия.
Среди живописцев установился собственный язык передачи информации. Например, часы в любом их исполнении (песочные, клепсидра, механические) обозначали чётко отмеренные годы для каждого человека. Повернуть время вспять невозможно. Пустой кубок или недопитое вино – скоро прерванная жизнь. Зажжённые, плачущие воском свечи показывали скорбь об ушедшем, потухшие – указывали как быстро в памяти людской исчезает память об умершем. Появление бабочки или птицы вносило некоторое разнообразие в картину. В действительности художник просто намекал на мимолётность наших ощущений, переживаний и жизни в целом.
Картины на заказ могли содержать своего рода напутствия. Игральные кости, зелёное сукно, карты требовали одуматься, свернуть с шаткой стези и более серьёзно взглянуть на жизнь. Курительные принадлежности предостерегали быть умеренными в наслаждениях. Оружие драгоценности, символы власти и богатства, напоминали, что с собой в иной мир их не взять.
Романтизм и кладбища
С распространением книгопечатания всё чаще можно было застать юношей и девушек читающими романы. Среди бытовой суеты некогда было предаться романическому настроению. Потому всё чаще жители шумных городов устремлялись на кладбища. Здесь, в тихой и спокойной обстановке время словно замирало и давало возможность собраться с мыслями. Поскольку не каждый занятый человек мог вот так собраться и уделить несколько часов похождениям среди могил, живописцам заказывались пейзажи погостов.
Картины разрушений
Наверное нет такого десятилетия в нашей истории, когда бы на земном шаре не происходила какая-то война. Начало ХХ века ознаменовалось двумя Мировыми войнами. Батальные сцены на картинах относят зрителя на поле сражения. Весь ужас, кровь, смерть, раны и мучения агонизирующих изображены на холстах. Пусть потомки взглянут на них прежде чем развязывать новую войну где бы то ни было.
Возможно, вам будет интересно:
- Манала – загробный мир финно-угров
- Кладбища будущего. Наиболее «яркие» футуристические проекты некрополей
- Жилые гробы в Китае
Дополнительная информация: