Закрыть
Екатеринбург
  Манала – загробный мир финно-угров

Манала – загробный мир финно-угров

У каждого народа своё представление о загробном мире. Так на Карельском полуострове и в Финляндии до сих пор живут сказания о калме – злой силе, что исходит от покойников. Якобы умершие способны навредить живущим: наслать мор на животных, болезни на родственников. Древние суеверия живут и поныне в народе. Иначе как объяснить, что в самую тёмную ночь года даже в неимущей семье зажигается свеча и горит до рассвета. С вечера в кормушки скоту насыпают вдоволь еды, а в скворечники – зерно для лесных птиц. Обязательно вытряхивают паласы или покрывают пол новой подстилкой.

Калевала – собрание карело-финских рун

Первым сборником поверий карело-финских народов стала «Калевала». Титанический труд проделал финский врач и языковед Элиас Лённрот, собрав воедино фольклорные песни. Тексты дважды поддавались переработке перед их окончательным изданием. Всего эпос содержит 50 рун (сказаний). На русский язык первым их перевёл литературовед Л. П. Бельский спустя 40 лет после их первой публикации на финском языке. «Калевала» имеет неоспоримую историческую ценность. Ведь в ней собраны дохристианские верования финнов и угров, их религиозное представление о наше мире.

Калевала – это страна богатырей, в которой происходят все события. Её название пошло от старейшины рода Калева. В народных рунах воспеваются также странствия его потомков Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена, их ратные подвиги и сражения. Непосредственно в Маналу (загробный мир) устремляется Вяйнямёйнен. Его целью становится получение инструментов, необходимых для постройки каяков и саней, т. е. транспортных средств. Проникнув в Маналу юноша приваживает хищного волка Маналы, осёдлывает яростного медведя Туони и ловит заговоренную щуку в мрачной реке Туони. Здесь же он женится на заговорённой уточке.

Загробный мир Манала

В представлении финно-угров иной мир был копией мира живых: в небесах светило солнце, на земле росли могучие деревья и текли полноводные реки. Расположение Маналы было севернее, а следовательно и климат – суровей. Между мирами протекает зловещая речка Вяйноле, полная копей и мечей. Никто из живых не может войти в эти воды. Берега реки соединяет тонкий, словно волосинка, мост. Даже преодолев переправу богатырю ещё придётся сразиться с грозным стражем и его тремя злыми псами.

Весь загробный мир подчиняется богу Туони (второе имя Мана) и его семейству:

  • Супруге Туонен-акка, обычно изображаемой в виде старухи с крючкообразными пальцами.
  • Сыну Туонен пойка, славящемуся своей кровожадностью и беспощадностью.
  • Старшей дочери Ловитар, что в сожительстве с ветром родила девять мучений людских.
  • Младшей дочери Кипу-тютта, способной наслать смертельные заболевания.
  • Божеству Калма, властвующему над душами умерших.

Калма и калманвяки

Особый страх у финно-угорских племён вызывала страшная злая сила, исходящая из умерших. Поскольку на финском языке запах разложения звучит как kalma, то и духи усопших назывались калманвяками. Чтобы отогнать их от своего жилья использовались специальные заговоры на воду. Читались они нараспев, часто под перебирание струн на народном инструменте кантеле (напоминает русские гусли). Во время чтений шло обращение к духам. Шаманы выясняли, что стало причиной заболевания: ветер, чужие люди, Божья кара или калманвяки.

С современной точки зрения опасения карело-финнов вполне оправданы. С каждым часом в теле умершего увеличивается число болезнетворных бактерий. Трупный яд и миазмы отравляют окружающую среду, что в конце концов может привести к развитию серьёзных заболеваний.

Похоронные обычаи финно-угров

Перечислим особенности погребального обряда финно-угров:

  1. Жилище после покойника обязательно вымывали. Соблюдение санитарных норм препятствовало возникновению болезней.
  2. У порога вколачивался гвоздь, у других народностей – отрубали голову домашней птице. Делалось это во избежание новых смертей в семье.
  3. От входа в дом родственники махали трижды поясом вслед удаляющейся траурной процессии. Этот обычай во многом схож со славянским, когда на 40 дней у окраины села вытряхивали полотенце, освобождая душу от связи с домом.
  4. Возле центрального входа на кладбище росло многовековое дерево, у которого останавливалась каждая похоронная процессия. Оно являлось символом Мирового древа. На ветвях завязывали цветные нити, таким образом прощаясь с преставившимся.
  5. После пересечения входа на погост начинали свою работу плакальщицы. Их целью было отнюдь не оплакивание почившего, а призыв душ умерших предков. Так, в окружении своих упокоенных родственников новопреставленная душа и должна была войти в Манналу. Иначе вечный мрак Туонелы может завладеть ею и превратить в калманвяка.
  6. После захоронения каждый из членов процессии должен был коснуться печи, как хранительницы жизни. Иногда устраивали во дворе костёр и все прыгали через него. Думается, что высокая температура была призвана противодействовать развитию микробов, что остались на одежде или руках скорбящих.

Возможно, вам будет интересно:

25 июня 2019