Русские захоронения в Китае
История российско-китайских отношений насчитывает более четырех столетий. На этом пути государства переживали периоды как дружбы и тесного сотрудничества, так и серьезного охлаждения. Границы между ними менялись, а приграничные города порой по несколько раз переходили от одной стороны к другой. Всё это привело к тому, что на сопредельных российско-китайских территориях сохранилось немало русских кладбищ и захоронений.
Мемориальное кладбище Хуаншань (Харбин)
В 1891 году будущий император Николай Александрович заложил первый камень Транссибирской железнодорожной магистрали – одной из самых длинных железных дорог в мире, соединившей Москву и Владивосток. Первоначальный маршрут проходил по территории Северной Маньчжурии от станции Карымская Забайкальской железной дороги до станции Никольско-Уссурийской, открывая Российской империи прямой выход к Тихому океану.
Центральным пунктом развёртывания работ на Китайско-Восточной железной дороге стал город Харбин. Он был заложен в 1898 году русскими строителями и инженерами как железнодорожная станция этого участка магистрали, но быстро вырос из небольшого поселения в крупный город. После Октябрьской революции Харбин захлестнула волна иммиграции: десятки тысяч солдат и офицеров Белого движения, правительственных служащих, представителей интеллигенция и т.д. бежали через границу от советского режима, оседая на маленьком кусочке России в Китае. К середине 20-х гг. город стал крупнейшим по численности русского населения за пределами страны – к этому моменту здесь проживало от 100 до 200 тысяч русских иммигрантов. После японской оккупации Маньчжурии некоторые из них воспользовались возможностью вернуться на родину, в то время как большинство уехала из Харбина в другие китайские города.
Изначально нужды русской диаспоры в Харбине обслуживали два православных кладбища: Старый некрополь возле храма Покрова Пресвятой Богородицы и Новый (Успенский) погост рядом с Успенской церковью. За пару десятилетий быстрого городского строительства эти кладбища, находившиеся в свое время на городской окраине, «переместились» в центр одного из крупнейших промышленных городов Северного Китая. По этой причине в 1959 году власти Харбина объявили об их закрытии. Всем желающим было предложено перенести захоронения своих родных на расположившееся в пригороде многоконфессиональное кладбище Хуаншань: помимо китайского колумбария здесь были открыты православный, еврейский и мусульманский участки. Сегодня в этой земле бок о бок покоятся советские солдаты и белогвардейцы, священники, а также известные деятели искусства и науки Русского Харбина.
В наши дни за русскими могилами на Хуаншаньском кладбище присматривают участники Русского клуба в Харбине: они смогли частично восстановить личности похороненных здесь соотечественников, составили подробную электронную карту захоронений, а также проводят регулярные субботники для сохранения и восстановления русского некрополя.
Русское кладбище в Люйшунькоу (Порт-Артур)
Мемориальный некрополь в районе Люйшунькоу города Далянь является самым крупным иностранным воинским кладбищем в современной КНР. Всего здесь расположены захоронения около 18 тысяч российских соотечественников. Его история восходит к началу XX века: в то время на территории этого района располагался Порт-Артур – трагически известный морской порт и военно-морская база Российской империи. Хотя фактически город находился на китайской территории, юридически город и прилегающий Квантунский полуостров на правах 25-летней аренды принадлежал России. После окончания русско-японской войны по Портсмутскому мирному договору арендные права на эти территории были переданы Японии, во владении которой они оставались вплоть до 1945 года и освобождения северо-западного Китая от японской оккупации. Между советским правительством и КНР был заключен новый договор о совместном использовании района в качестве советско-китайской военной базы. Это соглашение действовало вплоть до 1954 года. В мае 1955 года советские войска окончательно покинули Порт-Артур.
История мемориального кладбища Люйшунькоу напрямую связана с политической историей региона. Первые русские захоронения здесь датируются 1900 годом, когда Квантунский полуостров и Порт-Артур еще принадлежали России. Они принадлежат погибшим при защите Китайской Восточной железной дороги во время Ихэтуаньского восстания 1899-1901 гг. В 1905 вместе с ними упокоились мертвые защитники Порт Артура. Кладбище пережило период японского господства и продолжало функционировать вплоть до 1935 года. Белыми эмигрантами оно было расширено и благоустроено: территория погоста была обнесена кирпичной оградой с железными воротами, была построена часовня Святого Равноапостольного князя Владимира, возведен воинский мемориал.
После подписания нового арендного соглашения начался второй период в истории кладбища. Наряду с защитниками Порт-Артура последний покой здесь нашли многие военные, служившие на Ляодуне в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Во решению правительства СССР неподалеку от старого памятника был установлен новый мемориал в честь советских воинов, павших при освобождении Северо-Восточного Китая от японских захватчиков, а сам погост получил новое название – Мемориальное кладбище советских воинов-героев.
В конце 90-х Порт-Артура был открыт для посещения иностранцами, а на кладбище проведены реставрационные работы.
Русско-советское кладбище Цинюньцзе (Далянь)
В годы строительства Китайско-Восточной железной дороги руками русских рабочих на территории Китая было построено множество населенных пунктов, в том числе и портовый город «Дальний» на Ляодунском полуострове. Он стал конечной станцией КВЖД и коммерческим российским портом рядом с Порт-Артуром. После сдачи Порт-Артура японцам Дальний был переименован и получил новое название – «Далянь» в честь прилегающего залива.
Вместе с поселением здесь в 1898 году возник и небольшой погост, а четыре года спустя на нем поднялся небольшой православный Михаило-Архангельский храм. Хотя в советский период кладбище было благоустроено и обнесено стеной, после охлаждения советско-китайских отношений во второй половине XX века оно пришло в запустение. Последнее захоронение здесь было произведено в 1956 году – вскоре после этого в рамках политики «культурной революции» часовня была взорвана, а само кладбище пришло в запустение. К началу 2000-х оно больше походило на пустырь.
В 2000-х за восстановление русско-советского кладбища на улице Цинюньцзе взялись участники Русского клуба и представители местной православной общины. На торжественной церемонии в 2015 году некрополь был вновь открыт.
Русский участок на кладбище Ваньго (Ухань)
В течение 30-х и 40-х гг. XX века Китай вел войну против императорской Японии и её марионеточного государства – Маньчжоу-Го. Почти 15 лет Маньчжурия оставалась ареной кровопролитного противостояния японских войск и китайских вооруженных формирований. Официально Советский Союз объявил войну Японии лишь в 1945 году, но еще задолго до этого СССР оказывал Китайской республике помощь в борьбе с оккупантами, поставляя боевые самолеты и предоставляя услуги военных специалистов. Хотя в конце 30-х значительное их число было отозвано на родину в связи с обострением международной ситуации в мире, небольшая группа добровольцев осталась в Китае. Советские летчики, технические специалисты и инженеры по сборке самолетов – почти 750 человек приняли активное участие в японо-китайской войне, и из них более 200 нашли последнее упокоение на китайской земле.
Тела советских военнослужащих покоятся на кладбище Ваньго в Ухани, над небом которого произошло самое кровопролитное воздушное сражение японо-китайской войны. В 1956 году останки 15 погибших в этом бою летчиков были перенесены в братскую могилу в Парке Освобождения, где в их честь был установлен мемориальный памятник. Ежегодно в китайский праздник поминовения Цинмин горожане подносят цветы к этому мемориалу.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: