Закрыть
Екатеринбург
  Русские кладбища в США

Русские кладбища в США

Большинство наших сограждан знает о двух «русский районах» в Соединенных Штатах Америки: все слышали про знаменитый русский квартал Нью-Йорка под названием Брайтон-Бич, также многие помнят о том, что в конце восемнадцатого века Российская империя приняла решение продать Соединенным Штатам свои колонии на Аляске, причем вместе с людьми, которые там проживали на тот момент. В действительности русских районов в США гораздо больше, а всего на территории Штатов на данный момент проживает около трех с половиной миллионов людей, которые идентифицируют себя как русские. В частности, в конце 20 – начале 21 века много наших сограждан переехали в Калифорнию, а конкретно – в Кремниевую Долину. Да и в целом в течение 20 века огромное количество специалистов эмигрировало в США сперва из Российской империи, потом из СССР, а потом и из РФ. Как следствие, в США уже с довольно давних времен существует много православных приходов, которыми руководит Русская православная церковь заграницей, ряд скитов и монастырей и, разумеется, кладбищ. Некоторые из этих кладбищ являются, собственно, русскими, другие – православными со значительной долей русских захоронений. Ввиду их огромного числа, в нашей статье будет сказано лишь о некоторых из них, по тем или иным причинам примечательных.

Русское кладбище в Ново-Дивееве

Самое крупное русское православное кладбище в современных США – это кладбище при монастыре в Ново-Дивееве. Монастырь этот расположен в штате Нью-Йорк, в населенном пункте под названием Нануэт. Как следует из официальных источников, на этом кладбище покоится более семи тысяч человек. Это тем более примечательно в свете того, что Ново-Дивеевское кладбище образовалось сравнительно недавно. Начинается его история в 1949, когда в США приезжает протопресвитер Адриан Рымаренко. Рымаренко ставит перед собой задачу построить в Америке православный монастырь и начинает работать в этом направлении. У него уходит несколько лет на сбор пожертвований и согласование проекта с местными властями, после чего он и его сподвижники, наконец, достигают успеха: они выкупили пребывавшие в запустении здания бывшего католического монастыря Спринг-Вэлли, отреставрировали и их и перепрофилировали под православный монастырь, который назвали Ново-Дивеевским. Уже вскоре на этом кладбище начали перевозить покойных из многих центров русской эмиграции: из Франции, Бразилии, Марокко и т.д.

На кладбище Ново-Дивеевского монастыря большинство надгробий – это простые православные кресты из камня, обычно из мрамора либо из гранита. Одна из немногих выдающихся достопримечательностей Новодивеевского кладбища – это памятник кадетам из черного мрамора, увенчанный позолоченным куполом и крестом. В выемке на фасаде этого мемориала содержится серая гранитная плита, на которую нанесена гравировка со следующим содержанием.

«Кадетам на поле брани живот свой положившим, в смуте убиенным, в мире скончавшимся, и славному прошлому российских кадетских корпусов, взрастивших поколения верных сынов исторической России посвящают рассеянные по свету, но не расторгнутые кадеты. 1994».

Другая известная достопримечательность этого кладбища – памятник генералу А. А. Власову и солдатам его Русской Освободительной Армии, которая в году Великой Отечественной войны воевала на стороне Гитлера. Примечательно, что вплоть до недавнего времени этот памятник власовцам был единственным в мире.

Покровский скит (Бьюна-Виста-Тауншип)

Еще одно важное православное учреждение располагается в Бьюна-Виста-Тауншип округа Атлантик штата Нью-Джерси. Здесь существует Покровский Скит в Новой Кубани (The Hermitage Of The Holy Protection), подчиненный Восточно-Американской епархии, которая также входит в состав РПЦЗ. Появлению этого скита поспособствовало прибытие в этот район в 1950-х годах эмигрантов из числа донских казаков – они и создали здесь поселение под названием Новая Кубань. При нем же они основали православный храм – его вместе со всевозможными вспомогательными постройками возводили в период 1960-х – 1970-х годов.

По мере того, как мигранты первого поколения вымерли, а их потомки разъехались по другим штатам, близилась к опустошению Новая Кубань, а вместе с ней приходил в запустение и православный храм. Наконец, в 2000-х годах храм уже некому было посещать, и службы в нем прекратились. В 2015 произошла реорганизация: новокубанский приход превратился в Покровский мужской скит.

Вместе с тем, с самого основания храма при нем существовало православное кладбище, и оно продолжает работать до сих пор. На нем хоронили не только казаков и их потомков, но и вообще любых православных, так что сейчас на нем лежат также украинцы, сербы и принявшие православие американцы. Внешне это кладбище смотрелось бы вполне привычно гражданам России: могилы здесь украшены русскими и византийскими крестами. Отдельного упоминания достоин тот факт, что на этом кладбище на табличках у большинства усопших выгравировано два имени: первое имя – то, что было получено человеком при рождении, а второе – то, которым человек называл себя в Америке. Новые имена люди брали себе по двум причинам: либо для того, что американцам было проще их произносить, либо в страхе, что их выдадут Советскому Союзу. На настоящий момент в Покровском Ските ведутся богослужения, а кладбище открыто для новых захоронений.

Ново-Коренная пустынь

В подчинении РПЦЗ в штате Нью-Йорк существует и еще один мужской монастырь – Новая Коренная пустынь. Расположен он вблизи Магопака и существует вот уже более полувека. Создан этот монастырь был епископом Серафимом (Ивановым), который прибыл в США в 1950 году. Согласно первоначальному плану, Новая Коренная пустынь должна была стать резиденцией Архиерейского Синода Русской православной церкви зарубежом, а также местом хранения чудотворной Курско-Коренной иконы. История распорядилась иначе: и икона, и синодальная резиденция пробыли в пустыни всего два года, после чего эти здания были переданы мужской монашеской общине под руководством архимандрита Иннокентия Быстрова.

В течение последующих лет Новая Коренная пустынь активно развивалась и притягивала к себе паломников из числа русских эмигрантов и их потомков. Однако уже в девяностые монастырь начал приходить в упадок, и к началу двадцать первого века монашествующих в нём практически не осталось. В связи с этим в 2004 году РПЦЗ постановило, что в одном из помещений опустевшего монастыря должен быть создан церковный приход, руководитель которого также будет обязан содержать в порядке имущество бывшего монастыря.

Монастырский комплекс включал в себя также библиотеку, свечной завод и кладбище – на опушке близлежащего леса. Сегодня на этом кладбище находится около пятисот могил. В первую очередь там лежат, конечно же, различные церковные деятели, в том числе иконописец Николай Колтыпин-Валловский, князья Шаховские, основатель Пушкинского общества в Америке Борис Бразоль, а также сам создатель Ново-Коренной Пустыни Серафим (Иванов), его келейник Феофан Шишманов, поэт Георгий Голохвастов и т.д. Ураган Сэнди, обрушившийся на этот регион в 2012, сильно повредил захоронения на этом кладбище: в результате падения деревьев были повреждены или уничтожены несколько мемориалов.

Возможно, вам будет интересно:

18 ноября 2020