Помощь психолога скорбящим о смерти близкого
Увы, подготовится заблаговременно к смерти кого-либо из близких почти невозможно. Даже если известен смертельный диагноз, даже если шансов нет, даже если все вокруг твердят, что ситуация безнадежна, все равно, в глубине души каждый из близких умирающего надеется на чудо. А уж в случае совершенно внезапной смерти – например, вследствие несчастного случая – и говорить не приходится, каким шоком это оказывается для близких и родных.
В связи этим нельзя не высказать сожаление, что тема смерти во многом табуирована в современном медийном пространстве, да и в целом, в обществе. Обсуждать смерть лишний раз не принято, дурным тоном считается вообще излишне откровенный разговор о ней, а долгие переживания в связи с чьей-либо смертью не принято демонстрировать. Из-за этого многие люди теряются, сталкиваясь с чьим-либо горем от смерти близкого и не знают, как с таким человеком общаться, как ему помочь и что ему говорить. Стоит ли заводить с ним разговор о произошедшем, стоит ли советовать что-то или говорить какие-то слова поддержки? Как вообще себя вести, чтобы не сделать хуже?
Смерть близкого и ее переживание
Обычно постороннему очень трудно понять чувства человека, который только что потеря кого-то из близких и оттого для него кажутся странными все те поступки и проявления эмоций, которые демонстрирует человек в горе. На поведение того, кто перенес большую утрату и на его реакции могут влиять самые разные факторы и обстоятельства: кем был для этого человека умерший, как они попрощались, приходилось ли ему раньше сталкиваться со смертью и еще много всякого. И все же, за ХХ век наука смогла накопить достаточно наблюдений и опыта, чтобы описать универсальные психологические механизмы переживания горя и теорию этих переживаний, описывающую несколько стадий принятия человеком случившегося. Если изучить эту теорию хотя бы поверхностно, можно быть с большей уверенностью выбирать правильное поведение при общении с тем, кто чувствует боль по умершему, и с большей вероятностью суметь ему помочь.
Есть немало систем описания стадий проживания горя, но чаще всего и учеными и просто людьми в теме используется классификация доктора Элизабет Кюблер-Росс. Так называемая «модель Кюблер-Росс» знакома всякому, интересовавшемся психологией, человеку, а люди тех специальностей, что часто сталкиваются с горем людей – психологи, врачи, социальные работники, сотрудники хосписов – используют ее в своей работе регулярно. Эта «модель» концептуально описывает вид и интенсивность эмоций, переживаемых теми, кто пережил горе или ожидает чего-то неотвратимого и страшного, например, смерти. В модели Кюблер-Росс последовательно выделяются пять стадий изменения этих эмоций: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Стадии принятия по схеме Элизабет Кюблер-Росс
1. Первая реакция среднестатистического человека на большую потерю – неприятие. Стараясь как-то абстрагироваться от случившегося и не веря в произошедшее, человек отрицает суть происходящего и изолируется в своей эмоциональности. Внешне это выражается в том, что человек активно занят всяческой деятельностью – организует похороны, сам поддерживает окружающих, решает вопросы наследства и в целом демонстрирует мало переживаний. Конечно, бывают и вовсе бесчувственные люди, но все же, в большинстве случаев в эта холодность всего лишь знак того, что психика человека перестраивается, готовясь принять случившееся и вступить в следующую стадию горя.
2. Вторым приход гнев. Ушел близкий и важный человек, все перевернулось вверх дном, ничто у страдающего не будет как прежде и, конечно же, кто-то в этом виноват. Даже не впадая в теории заговора, люди все равно, волей-неволей, то и дело задаются вопросами «почему именно он?», «почему сейчас?», «как так могло случится?», не находят на них ответа и оттого начинают испытывать раздражение. Если ничего не предпримет сам человек или его близкие, раздражение сменится гневом и от гнева могут пострадать окружающие.
3. Когда становится ясно, что гнев непродуктивен и бессмысленен, приходит стадия торга. Этот этап строится вокруг самообвинений человека и его попыток понять, что он сделал не так, и как же все произошедшее могло произойти. Торговаться человек может со своей совестью, с Богом или даже с людьми вокруг, желая подобным образом избавиться от тяжести в душе.
4. Когда приходит понимание, что тяжесть никуда не денется, наступает стадия депрессии. Это наиболее полное и глубокое переживание потери, связанное с апатией, отдалением от всех дел и общим дистанцированием от реальности.
5. Смирение – последняя стадия. Ощущение необратимости случившегося полностью овладевает скорбящим, но ход событий его жизни напоминает о том, что не следует жить только лишь прошлым. Примирение с утратой позволяет снова вернуться к разнородной деятельности и полноценно общаться, при этом память об ушедшем может не только не ослабевать, но и укрепляться, насыщаясь различными радостными деталями воспоминаний о совместных достижениях с умершим и о его позитивных качествах.
Позже некоторые стадии принятия горя могут возвращаться в мягкой форме, но в целом, приняв утрату, человек исцеляется и может жить полноценно.
Схема Федора Ефимовича Василюка
В отечественной психологии и психотерапии наряду со схемой Кюблер-Росс получила также признание альтернатива ей – схема доктора Ф.Е. Василюка. В ней также выделяются пять стадий проживания и принятия горя, но иные: шок и оцепенение, поиск, острое горе, «остаточные толчки и реорганизация», и, наконец, фаза завершения:
1. Первой идет фаза оцепенения, с нее начинается все. Пострадавший, переживший утрату человек теряет способность чувствовать и вообще как-то адекватно реагировать на окружающих, впадает в некий ступор и чувствует между собой и реальностью стену. Все это происходит потому, что человек не готов принять главный факт реальности вокруг него – случившуюся потерю.
2. Второй фазой является фаза поиска: человек возвращается к привычному образу действий и внешне может казаться нормальным, однако внутренне всея его активность пронизана стремлением что-то изменить, исправить, вернуть в прежний вид и тем самым отменить случившуюся катастрофу. Пока человек цепляется за такую надежду, он все еще уязвим и не совсем адекватен, и потому неизбежно вступает в третью фазу.
3. Третья фаза – фаза острого горя. Так называется период тоски, переживания бессилия и отчаяния. Вновь пропадает работоспособность, человек насыщен противоречивыми эмоциями: внутренне пуст, но при этом то и дело чувствует вину, злость, страх или одиночество. В такие моменты вероятнее всего возможет конфликт с окружающими.
4. В фазе остаточных толчков человек в целом нормализует свою жизнь и самоощущение, так что лишь редкие всплески эмоций вновь сбивают его с адекватного настроя. Если не травмировать психику человека в это время чем-либо еще, он вскоре перейдет к последней стадии.
5. Фаза завершения характеризуется тем, что человек, перенесший потерю и много е переживший после этого, окончательно отдаляется от непосредственных переживаний, связанных с утратой, возвращается полностью в нормальную жизнь и оставляет свое горе в прошлом.
Осложненное горе и его симптомы
Вышеописанные стадии проживания горя являются типичными и встречаются у большинства людей при нормальном течении дел. По исследованиям психологов ХХ века, в среднем процесс горевания по умершему занимает два года, после чего люди возвращаются к привычной жизни. Однако не все могут сделать это самостоятельно, и без помощи извне, от друзей или специалистов, могут впасть в патологию. Так называемыми осложнениями горя являются ситуации «застревания» человека в одной из стадий проживания, что порой приводит к серьезным нарушениям в психике.
Как правило, осложнения горя возникают при наличии определенных обстоятельств:
- конфликтов с умершим, не разрешенных до его смерти;
- невыполненных обещаний;
- страшных обстоятельств смерти – насилия, внезапности, жестокости и т.п. Хуже всего, если тело человека при этом пропало без вести;
- отсутствия поддержки близких.
Осложнения горя могут включать в себя следующие моменты:
- отключение эмоций и невозможность пережить чувство утраты;
- нарушение социальности, изменение круга общения и всех коммуникативных привычек;
- бесконечную тоску и неспособность думать ни о чем, кроме потери;
- развитие психосоматических заболеваний, напоминающих последние симптомы умершего.
Если вы видите, что кто-то из ваших близких, переживая утрату, оказался на грани такого патологического состояния, постарайтесь по возможности поддержать его сами, а если состояние все же придёт, обязательно обратитесь за квалифицированной помощью.
Что делать, если рядом кто-то скорбит об умершем
Близость и открытость
Главное – это будьте рядом и позволяйте человеку озвучивать свои эмоции без стеснения. Чтобы быстрее изжить из своей души горе, человеку следует по возможности разделять его с кем-то, и для этого ему важно чувствовать, что он не один, и что его чувства и мысли важны окружающим. Ни в коем случае не стоит стыдить человека за проявляемые чувства, осуждать его поведение или корить за несдержанность, напротив, стоит по возможности поддерживать любой его разговор об умершем, об отношениях с ним, о похоронах и разных обстоятельствах трагедии.
При этом, конечно не следует быть навязчивым и проявлять излишне много инициативы. Иногда молчаливое присутствие рядом может дать скорбящему человеку больше, чем самый пространный разговор. Когда горе станет достаточно переносимо человеком, он сам о нем заговорит.
Проблема обесценивания чувств
Самое худшее что может сделать человек, желающий утешить другого в связи с потерей близкого, это сказать что-то в духе «да не плач, ерунда это», «успокойся, все нормально» или «хватит ныть, смотри, у тебя все хорошо». Такие слова сообщают скорбящему, что его эмоции не имеют ценности для утешающего и вместо облегчения приносят лишь стыд и раздражение.
Сильно переживающий утрату человек может в связи со своим переживанием демонстрировать очень широкий спектр реакций, от слез и тоски до прямой агрессии. Это нормальный процесс проживания горя, и важно не нарушать его, но следует стараться при этом не оставлять скорбящего наедине со своими чувствами. Если человек хочет плакать – пусть плачет, не осуждайте его и не стыдите за это, ведь слезы избавляют от эмоционального напряжения и боли в душе. Если человек, тоскуя по умершему, начинает обвинять окружающий – дайте ему выговорится, и лишь следите, чтобы это не привело к конфликту, и не давайте ему зацикливаться на своих словах – в противном случае обвинения укоренятся в душе человека надолго. Если человек надолго запирается в своей комнате и вообще ищет уединения, при этом окружая себя вещами умершего или, допустим, регулярно перечитывая переписку с ним – тоже не следует ему мешать, однако стоит периодически отвлекать его от воспоминаний и обращать к настоящему по каким-нибудь позитивным поводам, иначе горе человека может стать патологическим.
Внимание к скорбящему
Тяжесть переживания горя не следует пытаться смягчить какими-либо внешними воздействиями, особенно алкоголем или лекарствами. Заглушенные и загнанные вглубь психики эмоции не перестанут действовать на личность человека, а лишь продолжат копиться, чтобы однажды заявить о себе каким-либо разрушительным способом. Исцеление от горя должно пройти полностью, и пусть это процесс не быстрый, не следует ему мешать попытками форсирования.
Впрочем, если вам кажется, что кто-либо из ваших близких, переживающих горе, долго остается в одной стадии – например, отрицания или депрессии – то вам следует по возможности мягко, но настойчиво направить его к психологу или неврологу за квалифицированной помощью. У нас в стране, к сожалению, до сих пор многие стыдятся сами искать помощи у таких специалистов, а ведь они и вправду могут помочь справиться с потерей в том случае, если обратившийся человек готов откровенно говорить и внимательно их слушать.
Возможно, вам будет интересно:
- Центр экстренной психологической помощи министерства по чрезвычайным ситуациям
- Почему хоронят на 3-й день после смерти
- Как получить деньги на похороны со счетов умершего?
Дополнительная информация: