Закрыть
Екатеринбург
  Похороны Маяковского

Похороны Маяковского

Смерть Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский – знаменитый на весь мир русский и советский поэт, драматург и актер. Помимо своего литературного творчества он также широко известен как автор многочисленных рекламных и пропагандистских плакатов. Например, на протяжение НЭПа он создавал рекламные материалы для ГУМа, для авиакомпании «Добролет», для «Аэрофлота», для «Моссельпрома» и многих других предприятий. Еще одной важной областью деятельности Маяковского публицистика: он выступал в качестве редактора таких журналов, как «Левый фронт» и «Новый ЛЕФ», а также неоднократно был награжден за свои заслуги в области дизайна.

На протяжение первого десятилетия советской власти Маяковский был одним из главных творцов, воспевавших её, так как, насколько мы можем судить, искренне верил в возможность большевиков построить новое лучшее общество и государство. К концу 1920-х годов, однако, Маяковский начинает критиковать отдельные промахи и злоупотребления советской власти, за что тотчас впадает в немилость. У него отобрали возможность ездить за границу, а также начали несправедливо критиковать его новые работы.

Безусловно, эти факторы повлияли на ухудшение его психического здоровья, которое и прежде не славилось крепостью: если верить друзьям поэта, то Маяковский предпринимал попытки суицида неоднократно, но по тем или иным причинам либо передумывал доводить их до конца, либо они оказывались неудачными. Наконец, 14 апреля 1930 года Маяковский поругался с подругой, находясь по адресу Лубянский проезд д. 3/6, строение 4, в коммунальной квартире. Оставив предсмертную записку, он выстрелил в себя из пистолета и тотчас скончался. Поэт погиб в возрасте 36 лет. Исходя из суммы всех известных нам фактов о последних годах его жизни, данное решение не было спонтанным, но явилось следствием по меньшей мере очень длительного периода депрессии. Вот, что писал Маяковский в своей предсмертной записке:

«ВСЕМ.

В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. – Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся. Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться.»

Патологоанатомическое вскрытие тела в каком-то смысле послужило на пользу посмертной славе поэта: при его жизни ходило множество слухов о его венерических заболеваниях, и некропсия помогла эти слухи развеять. В соседней со скорбящими комнате патологоанатомы извлекли мозг Маяковского, чтобы поместить его на изучение в недавно основанный Институт мозга. Для Маяковского были созданы две посмертные маски: одна за авторством Константина Слуцкого, а вторая – за авторством Сергея Меркулова.

Прощание

В течение трех дней гроб с телом поэта был выставлен для публичного прощания в московском клубе писателей. С 15 по 17 апреля попрощаться с Маяковским пришли около ста пятидесяти тысяч человек, среди которых было немало и знаменитостей: например, в их числе были Валентин Катаев, Иосиф Уткин, Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Илья Ильф и т.д. Гроб Маяковского был выполнен в футуристическом стиле, а его автором стал известный скульптор Лавинский: примечательно, что именно в семье этого человека воспитывался внебрачный сын Маяковского. Любопытной деталью стала и специфическая погребальная флористика: цветов к гробу поэта почти не несли, вместо них кидали еловый лапник, а в центре композиции находился венок из металлических компонентов: молотов, маховиков и винтов, а рядом с ним надпись: «Железному поэту – железный венок».

Процессия

17 апреля 1930 года гроб покинул московский клуб писателей: погруженный в кузов грузового автомобиля, он отправился в сторону единственного (на тот момент) в столице крематория. Траурная процессия, если верить очевидцам, растянулась на километры: вслед за грузовиком двигались десятки тысяч скорбящих, из-за чего оказалось нарушено дорожное движение на многих улицах городского центра. Милиция, охранявшая процессию, оказалась вынуждена стрелять в воздух, чтобы утихомирить толпу и отогнать наиболее назойливых от ворот крематория. Только с помощью конной милиции удалось сдержать ту часть толпы, которая прорвалась во двор крематория. Мать Маяковского – Александра Алексеевна – попросила милицию найти в толпе Лилю и Осипа Бриков, потому что хотела, чтобы лучшие друзья умершего присутствовали при сожжении.

Кремация

Решение о кремации тела поэта было принято комиссией по организации похорон Маяковского. Поскольку именно в эти годы в Советском Союзе была в самом разгаре кампания по поддержке кремации и замене ей традиционных форм погребения, политические деятели решили, что будет очень хорошим пропагандистским ходом подвергнуть тело поэта огненному погребению – родные с этим были согласны, да и в целом кремация вполне подходила к авангардистскому образу жизни, который вел Маяковский. В 7 часов 35 минут 17 апреля 1930 года тело поэта было сожжено в Донском крематории – первом не только в Москве, но и вообще в СССР. Так В. Маяковский стал одной из первых советских знаменитостей, подверженных кремации – советские газеты и радио без умолку рассказывали об этом, рассчитывая, что это снизит скепсис граждан в отношении нового способа погребения.

Урну с прахом поэта разместили там же: в колумбарии Донского крематория. Однако 22 года спустя урну из колумбария извлекли и похоронили на Новодевичье кладбище: по тем или иным причинам советские власти посчитали, что такое положение погребальной урны не соответствует высокому статусу поэта.

Последствия

Квартира, где жил свои последние дни Маяковский, в 1974 году стала Государственным музеем Маяковского. Его мозг пополнил собой коллекцию института, которая называлась «Пантеон» – в неё входили извлеченные после смерти мозги выдающихся советских граждан, а задачей института было изучение «гениальности». В эту коллекцию также входили, например, мозги Андрея Белого, Эдуарда Багрицкого, Александра Богданова и Владимира Ильича Ленина (примечательно, что изначально весь институт мозга и создавался только ради одного лишь мозга Ленина).

В течение последующих десятилетий имя Маяковского было присвоено неисчислимому количеству всякого рода географических и юридических объектов. По сей день его имя носит множество улиц и площадей, станции метро, библиотеки и т.д. Более того, имя Маяковского носит даже малая планета. Столь же многочисленны и памятники Маяковскому – их в странах бывшего СССР насчитываются десятки, если не сотни.

Возможно вам будет интересно:

18 января 2021