Закрыть
Екатеринбург
  Похоронные обычаи осетин

Похоронные обычаи осетин

На северных склонах Большого Кавказа проживают осетины – небольшой народ с богатой историей, которая восходит к началу I тысячелетия н.э. Потомки ираноязычных племен аланов, бежавших от полчищ Тимура в 1395 в Горную Осетию и смешавшихся с местным кавказским населением, они сформировались как самостоятельный этнос в XIV-XV веках. От своих легендарных предков они унаследовали язык иранской языковой группы, который выделяет их среди других кавказских народов, а также систему религиозных верований. Сегодня в мире насчитывается 700 тысяч осетин, подавляющее большинство которых проживает на территории России (Северная Осетия), Южной Осетии, Сирии, Турции и Грузии.

Несмотря на усилия христианских, а также исламских миссионеров, эти верования по-прежнему занимают важное место в духовной культуре этого народа. Согласно опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, к последователям традиционной религии относят себя 29% населения Северной Осетии. Однако даже среди христиан (49%) и мусульман (4%) немало тех, кто осознанно или нет продолжают практиковать древние обряды и ритуалы. Особенно ярко это заметно в похоронной обрядности осетин.

Прощание с покойным

Похороны в Осетии, как и в других частях Кавказа – событие общественное. Смерть человека объединяла всю местное сообщество в скорби и трауре по умершему. Нередки были случаи, когда вся деревня, бросив все дела, приходила к семье усопшего выразить им свои соболезнования и проститься с покойным. В осетинской культуре существуют строгие правила, которые регулируют то, каким образом нужно выражать соболезнования, какие слова говорить и что делать, а также как принимать соболезнующих. По осетинской традиции, даже прохожий путник, какой бы религии он ни придерживался, обязательно должен остановиться у ворот дома или дверей квартиры и прочитать за мертвеца поминальную молитву. Для этого у входной двери становятся кровные родственники усопшего мужского пола. В это время женщины остаются внутри, оплакивая мертвеца.

Нередко в дом приглашали и профессиональных плакальщиц карагканаг уш (от осет. «хъарæггæнæг ус» — причитающая женщина). Считается, что чем больше по покойнику прольют слез, тем счастливее он будет на том свете. Задача плакальщицы таким образом состояла в том, чтобы помочь скорбящим выразить свои эмоции и обеспечить усопшему достойное прощание. Женщины, профессионально занимающиеся оплакиванием, зачастую являются прекрасными ораторами. Вопреки русскому пониманию этого занятия, они не голосят и не рыдают. Вместо этого плакальщицы читают проникновенную речь, посвященную жизни умершего: случаям из жизни, значению для семьи и соседей его личным отношениям с родными и близкими. Хотя эта традиция сегодня уходит в прошлое, в Осетии немало людей, готовых платить до десятков тысяч за визит плакальщицы.

Осетинская могила

Современные могилы и гробы в осетинскую погребальную культуру вошли сравнительно поздно – в середине XIX столетия. Вплоть до этого времени у осетин было принято хоронить покойников в каменных родовых гробницах-склепах (осет. «зæппадз») на отрогах гор и скальных выходов. Существовало несколько разновидностей таких склепов: подземные, полуподземные и надземные. Первыми возникли подземные усыпальницы – продолжение аланской традиции земляных катакомб. В XVIII веке у осетин стали преобладать надземные склепы, которые оставались основной формой захоронения вплоть до XIX века.

Осетинские склепы отличаются большим разнообразием форм и дизайном. Внутренне оформление склепов, как правило, представляло собой прямоугольную камеру, сложенную из больших, грубо обработанных плит и камней. На высоте 1,5м. стены сужались, переходя в ложный свод. По длине строения в стены вставляли деревянные балки, на которой стелили дощатый настил. Через небольшой лаз в склеп вносили покойных и укладывали прямо на настил. В одной усыпальнице могло лежать до нескольких поколений членов одного рода.

Проводы покойного

Согласно традиционным верованиям осетин (как и в случае со многими другими народами), загробная жизнь во многом схожа с земной. И проводить его на тот свет необходимо подобающим образом. Это представление пронизывало осетинские похоронные обычаи. Перед похоронами мертвеца надлежало привести в парадный вид. Его омывали и обряжали в самую лучшую одежду, которую могла себе позволить семья, причем особенно богатые осетины надевали на покойного не один и не два костюма, а четыре или пять, один поверх другого. В дореволюционных этнографических записках некоторые ученые писали даже о случаях, когда родственники продавали все имущество для того, чтобы обеспечить усопшего по-настоящему королевским платьем и организовать «подобающие» похороны. Вероятнее всего, это является преувеличением, однако и в современности известны случаи, когда семья много лет откладывает деньги на шикарные проводы.

Похороны

В старые времена похоронить усопшего старались в тот же день до заката, иногда на следующий, чтобы дальняя родня успела с ним попрощаться. В могилу усопшего супруга жена, по традиции, должна бросить срезанную косу или прядь волос. Если умерший владел конем, то с хозяином хоронили или целое животное, или, позднее, его отрезанное ухо. Разумеется, сегодня животным уши никто не отрезает, хотя в сельской местности этот обычай сохранился в виде нанесения небольшого надреза на лошадиное ухо. Коней с таким надрезом продавать не принято.

После того, как покойного предавали земле, участники церемонии читали над могилой короткие речи и разводили неподалеку от могилы костер. Его пламя было призвано «согреть» умершего. Примечательно, что раньше осетины жгли поминальные костры ежегодно в декабре.

Поминальные обычаи

Важной частью осетинских похорон было кормление умершего. В старые времена осетины оставляли с покойниками небольшие «гостинцы», однако сейчас так делать уже не принято. Чтобы «покормить» усопшего, сегодня они устраивают поминальные пиры – считается, что на поминках гости едят за умершего, и любые угощения, съеденные на похоронах, достаются именно ему. Для этого перед трапезой необходимо было к каждому блюду прикоснуться ножом. Считалось, что таким образом можно отпугнуть чертей и злых духов.

У осетин существовал обычай, согласно которому первые три дня до погребения в доме умершего не полагалось готовить горячую пищу, нельзя было разжигать огонь или кипятить воду. Поэтому блюда для поминок готовили не родственники покойника, а односельчане, соседи и друзья. На поминальный стол обычно ставят два пирога, мясо жертвенного барана или овцы, всевозможные фрукты, сладости, любимые угощения усопшего. Напитки на стол ставятся в четном количестве (2 бутылки араки, две упаковки сока и пр.).

Поминки длились несколько дней. Поминальные ужины устраивали в день (или несколько дней) до погребения, а затем сразу после. Однако на этом поминовение не заканчивалось. Вплоть до начала XX века родные и близкие умершего еще больше 10 раз в течение года собирались, чтобы «угостить» его. Сегодня среди православных осетин проводить поминки принято согласно христианским канонам: на 3-ий, 9-ый и 40-ой дни, а затем – на годовщину.

Возможно, вам будет интересно:

3 февраля 2021