Пластинка с прахом покойного
В наши дни коммерческий сектор погребальной отрасли предлагает все больше новых способов обращения с останками покойного человека. От страны к стране ассортимент этих возможностей значительно разнится, однако так или иначе сегодня прах умершего человека можно послать в космос, сделать частью океанического кораллового рифа, спрессовать в алмазы или добавить в чернила и нанести ими татуировку, чтобы близкий человек всегда оставался с нами рядом в буквальном смысле. Не так давно великобританская компания Vinyly изобрела новый способ распорядиться прахом: они предлагают обратить его в виниловую пластинку.
Пластинка памяти
Изготовление пластинки проходит довольно тривиальным образом: законные представители покойного передают компании некоторое количество праха после кремации, а компания добавляет этот прах в смесь при создании носителя. На каждой стороне у этой пластинки компания записывает до 12 минут аудиокомпозиций: обычно люди заказывают любимую музыку покойного, но иногда - записи его последних слов и другие сентиментальные вещи. Данная услуга стоит в районе трех тысяч фунтов стерлингов или около четырех тысяч долларов США.
Наконец, финальный аккорд - создание обложки для пластинки. Обычно их создают на основе фотопортретов умерших, помещая туда также даты и жизни и иные биографические данные, а иногда также печатают на них некрологи, эпитафии и т.д. Впрочем, заказчики нередко выбирают не превращать обложку в бумажное надгробие и просят поместить туда изображения и текст, связанные с записанными композициями.
Компания Vinyly позволяет заказчикам своими глазами наблюдать процесс изготовления пластинки, хотя техническая стороны вопрос и не очень захватывающе: прах разбрызгивается по поверхности пластинок, а затем игла наносит резьбу на её сторонах.
Ностальгия по ушедшим людям и временам
Компания Vinyly появилась на рынке очень вовремя, ведь в Великобритании и США с начала 2000-х годов наблюдается устойчивых рост спроса на технологически устаревшие виниловые пластинки в связи с ностальгической модой: эта мода, в свою очередь, вызвана тем, что цифровые устройства не воспроизводят некоторых особенностей того звучания, которое было у виниловых пластинок и связанных с ними проигрывающих устройств. Если спрос на винил будет и дальше расти, то услуга, предоставляемая компанией Vinyly, может закрепиться ны рынке ритуальных услуг и в течение нескольких десятилетий стать его органичной частью.
Как считается, идея создания виниловых пластинок из праха покойных принадлежит Джейсону Личу - основателю группы EDM и лейблов Subhead и «Смерть винилу». Личу по ходу жизни пришлось кремировать нескольких умерших членов семьи, да и в целом его семья была вовлечены в похоронный бизнес - вероятно, этот специфический опыт отношений со смертью и привел к появлению идеи совместить звукозаписывающее предприятие с ритуальным.
«Когда альбом «Жизнь» в итоге подходит к концу, разве не было бы здорово, чтобы эта запись вращалась вечно?» - этот вопрос размещен на одной из страниц сайта компании Vinyly. Компания утверждает, что к своему делу подходит серьезно, однако без лишнего трагизма: с точки зрения представителей компании, пластинка из праха - это именно что способ увековечить память ушедшего человека, но увековечение памяти не обязано непременно ассоциироваться с болью утраты и скорбью.
Необычные похороны становятся все популярнее
Появление новых способов распоряжение останками покойных с годами будет все сильнее менять ритуальные практики стран Европы и всего мира. Согласно результатам исследования, проведенного ритуальной компанией Simplicity Cremations, все меньше европейцев видят свое посмертное существование как просто горка праха в погребальной урне при условии, что их родственники выберут для них кремацию - хотя, справедливости ради, в Европе с её всевозрастающим дефицитом кладбищенского пространства кремация вскоре становится все больше если и не популярной, то попросту неизбежной. Опрос показал, что 25% респондентов из числа молодых людей положительно относятся к тому, чтобы после смерти войти в состав виниловой пластинки. Молодежь до 25 лет гораздо чаще высказывала желание иметь надгробный камень или памятник, чем женщины люди за 50. В свою очередь, значительная часть представителей старшего поколения отметила, что отсутствие памятника на месте их захоронения - это скорее нечто положительное, нежели отрицательное. Более 50% молодых людей, которые предпочитают кремацию традиционному погребению под землю, также отметили, что им хотелось бы вырастить из своего пепла алмазы. Лишь 3% опрошенных из числа людей старшего возраста хотели бы, чтобы после возможной кремации их прах просто держали в погребальной урне в квартире. При этом значительная часть молодых людей также согласна с тем, чтобы после смерти их прах использовался для каких-либо нужд экономики - например, для выработки электроэнергии.
«Посмертная память» в ХХI веке
В настоящее время в европе происходит значительный сдвиг представлений о том, как следует распоряжаться телами умерших. Это связано и с сугубо экономическими причинами - вроде острого дефицита кладбищенской земли, дороговизны памятников и т.д., так и с изменениями культурной парадигмы - все меньше людей считает, что памятник действительно помогает кому-то помнить о них: в наши дни, когда кладбища вынесены далеко за пределы городов и памятники мы можем навещать в лучшем случае раз-два в год, они, вопреки своему названию, уже не очень-то способствуют сохранению памяти. Молодое поколение так и вовсе заинтересовано в том, чтобы найти как можно более творческие и креативные способы увековечить память о себе - и традиционные каменные надгробия им явно не подходят. Тем не менее, необходимо понимать, что все эти тренды находятся сегодня на самых ранних этапах возникновения - пройдет немало поколений, прежде чем хотя бы что-то из перечисленного в опросе выше станет нормой и общераспространенным явлением. При этом что-то из нынешних трендов неминуемо исчезнет в связи с изменениями в моде или в экономике, не говоря уже о том, что законодательство разных стран может очень по-разному стимулировать развитие тех или иных трендов - взять хотя бы законы разных стран касательно распоряжения прахом покойных. Так или иначе, несомненно одно: уже в недалеком будущем похоронную индустрию ждут инновации - вопрос только в том, какие из них останутся с нами надолго.
Возможно, вам будет интересно:
- Тренды ритуальной индустрии
- Кладбища будущего. Наиболее «яркие» футуристические проекты некрополей
- Похороны: смотреть онлайн
Дополнительная информация: