Мордовские погребальные церемонии
Мордва – крупнейший из финно-угорских народов, который можно найти на территории Российской Федерации, проживающий в том числе и на территории Свердловской области. Слово «мордва» представляет собой экзоэтноним, который используется для обозначения двух близких по языку и культуре этнических групп: мокша и эрзя. Их этногенез восходит к первым векам нашей эры: в этот ранний период своей истории они населяли широкие просторы от правобережья Волги на севере до верховьев Мокши и Суры на юге. В течение следующих столетий мордва подверглась культурному влиянию соседствующих ирано- и тюркоязычных народов, а позднее – татар и славян, которые сыграли огромную роль в формировании современной мордовской культуры. На настоящее время, по данным переписи 2010 года, численность мордвы составляет 744 тысячи человек.
Культ предков в мордовской культуре
Вплоть до принятия христианства в мордовской мифологии не существовало разделения загробного мира на «небеса» и «преисподнюю», куда человеческая душа, – ойме (эрз.), вайме (мокш.), – попадала в зависимости от своих прижизненных дел. Царство мертвых, – тоначи (эрз.), тонаши (мокш) – было единым как для благочестивых, так и грешников, а посмертное существование не слишком отличалось от жизни на земле. Почившие присоединялись к своему роду, и их положение в нем преимущественно определялось соблюдением живыми погребальных ритуалов. По этой причине в могилу складывали все, что могло понадобиться человеку для качественной жизни: еду, одежду, инструменты, оружие, любимые вещи.
Впоследствии под влиянием христианской веры распространилось представление о том, качество такой «жизни» напрямую зависело от проведенной умершим жизни: честные люди на том свете жили в достатке и довольстве, а грешники горели в котлах со смолой. Важное место в традиционных религиозных верованиях мордвы занимала вера в то, что усопшие родственники продолжают активно участвовать в их жизнях. Такие представления были связаны с внутрисемейным укладом жизни народа, в котором старейшины рода и попросту старшие в семье пользовались огромным авторитетом и влиянием в своем обществе, обладая почти неограниченной властью по отношению к своим домочадцам. Таким же влиянием наделялись и умершие предки: духи покровительствовали своим сородичам, оберегая их от бед и невзгод, но за любую непочтительность могли отвернуться от них и даже наказать. К ним обращались за благословением или помощью в трудных жизненных ситуаций, у них спрашивали одобрения при принятии важных решений или совершении тех или иных дел.
Суеверия вокруг смерти
В соответствии с мордовскими верованиями, смерти предшествовали ряд примет и предзнаменований. Разбитое зеркало, вой собак или крик совы во дворе, появление муравьев или нашествие мышей как вместе, так и по отдельности могло предвещать скорую кончину в семье. С суеверным страхом относились и к вещим снам и разговорам во сне. В похоронном цикле существовало множество ритуалов, которые, по представлениям мордвы, должны были предохранить от смерти, очистить после контакта с покойным. Когда человек умирал, на стол сразу клали хлеб и соль, а на подоконник помещали стакан с водой и полотенце, – чтобы душа могла помыться и отдохнуть перед дальней дорогой. На лавку, где лежало тело, сыпали золу, а рядом с головой втыкали нож. Чтобы задобрить вошедшую в дом смерть, мордва также опускали на подоконник железную монетку, закрывали отражающие предметы и избегали мыть или подметать полы. Другим распространенным суеверием был запрет на участие ближайших родственников в похоронных ритуалах, которые традиционно выполняли соседи или односельчане.
Подготовка к похоронам: подношения, омовение и одевание
Предпохоронная обрядность мордвы в целом соответствует традиционным обычаям соседних народов. Она включала в себя ритуалы омовения, одевания и приема родственников и соседей, пришедших выразить семье свои соболезнования добрым словом и подарками. Все эти этапы сопровождались очистительными и оградительными ритуалами, чтобы защитить живых от опасного воздействия смерти. После известия о смерти в доме умершего собирались его родные и близкие, и даже для дальней родни не делалось исключения. Проститься приходили и соседи. Все гости по обычаю приносили с собой деньги и продукты. На деньги покупали чашку для умершего, – ойметькс (эрз.), вайме петькс (мокш.), а угощениями у душ предков выпрашивали благословения и благополучия для его семьи.
Омовение покойного совершали четверо его ближайших друзей или товарищей, причем обязательно одного ним пола. Воду для ритуала брали из колодца или родника, но в некоторых областях бытовал схожий с чувашским обычай зачерпывать воду в речке по ее течению. Обмывать покойника нужно было обязательно в переднем углу перед иконами. Голову покойному по традиции мыли яйцом или, в более позднее время, мылом, а волосы расчесывали испорченным гребнем. Использованные средства гигиены по поверьям обладали магической силой: водой для омовения иногда умывались от сглаза и смазывали болячки, а мыло использовали как средство от ревматизма. Целебными свойствами наделялась и одежда умершего, но только в случае, если он при жизни был добродетельным человеком. Одевали мертвеца в традиционный народный костюм, ноги обматывали онучами (ткань для обвертки ног) и обували в лапти. Погребальную одежду принято было готовить заранее.
Мордовские традиции похорон
Хоронили умершего обычно на третий день, и все это время родственники ни на минуту не оставляли его смертного ложа. В дом приглашали пожилых женщин, которые читали над его телом псалтырь. Родственницы скончавшегося участвовать в этом обряде не могли, но обязаны были на протяжении всего похоронного цикла причитать и расхваливать умершего, каким хорошим он был человеком и как много сделал добрых дел. Таким образом семья не только выражала почтение к нему, но переживала свою скорбь, что помогало быстрее принять смерть близкого человека.
До христианизации мордовского народа, мертвецов преимущественно хоронили трупоположением, укладывая тело в неглубокую могилу на лубяную подстилку. Иногда вместо луба использовались лисья или бобровая шкура. Уже к XIII веку преобладать стали похороны гробом. Вместе с тем вплоть до конца XIX – начала XX вв. в некоторых областях сохранялся обычай «небесного» захоронения: если человек умирал зимой, гроб с ним подвешивали на деревья, и весной перезахоранивали в могиле.
К изготовлению гроба приступали непосредственно в день смерти. С боковых сторон или на крышке вырезали окошки, чтобы умершие могли видеть то, что делали их родственники. Дно покрывали опилками или березовыми вениками, сверху стелили полотно. Иногда в гроб клали клубок ниток, символизирующий переправу на тот свет, или обрезки ногтей. Они должны были стать «лестницей», по которой умерший поднимался на небеса, что демонстрирует влияние соседствующих угорских народов: схожие обычаи существовали у хантов и манси. Вместе с телом помещали и погребальный инвентарь.
Похороны и погребальная процессия
Омыв, одев и уложив тело в гроб, его выносили из дома. Обязательно нужно было коснуться гробом дверных косяков, – согласно мордовским поверьям, это могло предотвратить новые смерти в семье. Вслед за ним пол подметали березовым веником, в лавку, где покойник лежал до этого, втыкали топор. От дома до кладбища его везли на жертвенной лошади, которая впоследствии должна была сопровождать его на том свете. У некоторых мордовских групп существовал обычай всем селением использовать для транспортировки тела от дома до места захоронения специальные носилки. Мордовские кладбища располагались обычно неподалеку от селения, – калма ланга (мокш.), калмо ланго (эрз.), – на опушке леса или холме. Их охраняла кладбищенская богиня Калмава, которой зачастую оставляли дары и подношения, чтобы заслужить ее благосклонность и покровительство.
Перед тем, как опустить гроб в могилу, участники похорон прощались с покойным. Чтобы осветить умершему дорогу на тот свет, из лопаты, медной монеты или кремнем высекали искры. После этого гроб закрывали крышкой и опускали на связанных полотенцах в могильную яму. Пришедшие кидали вслед по горсти земли, после чего приступали к закапыванию. В качестве намогильного памятника в древние времена устанавливали деревянные срубы или могильные камни. После прихода христианства стали ставить кресты или столб с развилкой на вершине, на котором вырезалась родовая мета. Завершая церемонию, участники церемонии трижды обходили могилу по часовой стрелке, – иногда это делала одна причитающая женщина. По возвращению домой они должны были перед крыльцом помыть руки.
Как устроены поминки
Первые поминки проходили сразу после похорон, затем на 9-ый, 20-й, 40-й дни, через полгода после смерти, в годовщину и каждый год в день похорон. Сороковины считались важнейшими из поминальных дней. В этот день принято было совершать жертвоприношения как умершему, так и всем предкам. Распространен был обряд приношения в жертву домашней птицы, традиционно курицы. Ей отрывали голову и бросали в сторону кладбища, приговаривая: «Вот тебе на том свете курица». Аналогичный обычай бытовал, например, у чувашей. Также закалывали скотину: корову или овцу для умершей женщины, быка, барана или лошадь – для мужчины. Мясо шло на поминальную трапезу, кровь добавляли в каждое блюда и использовали для приготовления поминальных блинов.
Важной частью поминальной обрядности на сороковины смерти являлось назначение «заместителя» умершего, – вастозай (мокш.), эземозай (эрз.). Его усаживали во главу стола и обращались с ним так, будто с покойником: ему выказывали глубокое уважение и почтение, угощали лучшими блюдами, расспрашивали о загробной жизни. По окончании церемонии за исполненную роль им дарили подарки.
После трапезы участники поминок отправлялись на кладбище, взяв с собой приготовленные заранее угощения и брагу, а также части убитых животных. Еду выставляли на могилу, а останки закапывали рядом. Обратно возвращались с песнями и плясками, а по возвращению домой во дворе разводили огромный костер – по мордовским верованиям, огонь должен был отпугнуть смерть и согреть умершего перед возвращением на тот свет. После окончания поминок, мертвеца провожали со словами: "Теперь более уже к нам не ходи, твой пир уже прошел. Ступай живи в своем месте! Когда еще будет у нас праздник, тогда милости просим к нам в гости на время праздника. Ну, прощай!".
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: