Закрыть
Екатеринбург
  Крещение умерших

Крещение умерших

Крещение покойных для христианства – это одновременно и один из самых древних обычаев, и один из наиболее гонимых. Практика выкапывания останков умерших людей ради их крещения появилась на заре христианской веры, когда массово крестившиеся язычники, уверовав в Христа, начинали задаваться вопросом: что же теперь будет с их предками? Их предки не имели возможности принять христианство, потому что не знали о нём, но были «хорошими людьми» – так почему же им должно быть отказано в возможности войти в царство небесное? И раз уж вход в Рай потенциально открыт для каждого, кто принял таинство крещения, то получается, что из этой проблемы есть простой выход – надо просто-напросто крестить покойных предков.

Чтобы популяризовать новую религию, многие ранние христианские вероучители действительно активно практиковали крещение покойных – это в значительной степени успокаивало их новую паству, потому что давало надежду на встречу с предками на том свете. Иногда крещение мертвецов осуществлялось заочно, иногда – с помощью эксгумации останков; существуют свидетельства обоих подходов. Так или иначе, практика эта в любом случае была распространена довольно широко, о чем можно судить по речи апостола Павла в Евангелии: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? (1-е Коринфянам 15:29)»

В частности, науке точно известно, что крещение покойных широко практиковалось даже в средневековой Руси: например, Ярослав Мудрый, заботясь о посмертной судьбе своего дядю Олега и дядю Ярополка, приказал эксгумировать их останки и окрестить. После совершения обряда прах был упокоен в Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Конкретно об этом случае повествуется в известной летописи «Повесть временных лет», но и многие другие дошедшие до нас письменные документы рассказывают о схожих случаях. Известно также, что к моменту крещения Руси крестившая её Византия уже осуждала данную практику и всячески препятствовала крещению покойных, что нередко приводило к конфликтам с русскими князьями.

Родня принимает крещение за умерших

Однако есть альтернативная трактовка знаменитых слов апостола Павла. Согласно ей, вместо покойных пройти таинство Крещения могут их близкие родственники. Такая трактовка стала возможной благодаря тому, что некоторые раннехристианские вероучители допускали, что какое-то время после смерти человека его душа находится во плоти живого родственника и через него способна воспринять божественную благодать. Следовательно, можно принять крещение вместо покойного родственника: таким образом, священнослужитель через тело живого человека может крестить душу покойного, после чего она сможет устремиться в Царство Небесное.

Примечательно, что даже на ранних этапах развития христианского вероучения эта практика и это толкование уже работали с рядом сложных нюансов и оговорок. В частности, если человек был крещен «транзитивно», то есть через тело другого человека, то его, например, нельзя было именовать христианином, потому что считалось, что раз при жизни он себя христианином не называл, то мы не можем знать, посчитал ли он им себя после посмертного крещения – ведь только душа принимает окончательное решение в этом вопросе, а её мнения мы уже не узнаем. Следовательно, данный обряд давал душе умершего язычника шанс принять христианство, но не гарантировал, что она его таки примет – считалось, что этот вопрос уже решается только между душой и Богом.

Православие и католицизм осуждают крещение покойных

Сегодня и православие, и католицизм и подавляющее большинство разновидностей протестантизма не признают возможность посмертного крещения и осуждают этот обряд как еретический. Одним из решающих аргументов в дискуссии на эту тему стала невозможность причастия для мертвых – стало считаться, что мало просто быть крещеным, надо также причаститься, а мертвые уже не способны вкусить тело и кровь Христа (то есть предлагаемые в церкви хлеб и вино).

Посмертное крещение сегодня

Однако существуют христианские деноминации, которые так или иначе признают возможность посмертного крещения. Самым известных из таковых можно считать Движение святых последних дней, которое больше известно как мормонская церковь. Мормоны полагают, что посмертное крещение может помочь душам умерших в посмертной жизни и практикуют заочное крещение предков членов церкви. На богословском уровне этот вопрос решается через мормонский догмат о том, что члены одной семьи проводят загробную жизнь вместе. Тем не менее, мормоны согласны с раннехристианскими вероучителями в том плане, что крещение само по себе не делает человека христианином – решение об этом все же принимает сама душа верующего, и она способна Христа и не принять. Аналогичным образом, по тем или иным причинам посмертное крещение практикуют Староапостольская и Новоапостольская Церкви, а также японская Церковь «Дух Иисуса» и ряд других деноминаций.

Возможно, вам будет интересно:

24 ноября 2020