Как создавался «Реквием» Моцарта
Исторически «реквиемом», то есть «покоем» в переводе с латыни, назвался католический церковный ритуал, предназначенный для поминовения усопших. Но начиная с XVII века, в период барокко, реквиемом стали называть целый жанр траурной духовной музыки. Сочинения этого жанра изначально писались для хора и заимствовали из заупокойной мессы распеваемые тексты.
Впоследствии произведения такого жанра, написанные светскими композиторами, стали все больше предназначаться не для молитвы, а для концертных программ. Они были приурочены к траурным событиям, вдохновлены личными трагедиями, писались по специальным заказам. Реквиемы входят в музыкальное наследие множества композиторов, но самый известный из них был написан Вольфгангом Амадеем Моцартом.
Моцарт – знаковая фигура и в истории музыки, и в истории всей Европы. Странная смерть гения сопровождалась рядом слухов об отравлении ядом, мистическом госте в чёрном и недописанном Реквиеме. Что из этого правда, и кто в действительности приложил руку к созданию последнего музыкального произведения известного композитора будет изложено ниже.
«Черный человек» и его загадка
Известно, что в 1791 году, посреди лета, к Моцарту в гости пришел некто, заказавший написание «Реквиема» – случайные свидетели, да и сам Моцарт, не желавший раскрытия тайны заказчика, называли его позже «черным человеком». В качестве предоплаты композитор получил 50 (по другим свидетельствам – 100) дукатов. Впечатлительная натура Вольфганга впоследствии восприняла приход незнакомца, как визит Дьявола, ведь после человек больше в доме композитора не появлялся. Известно, что в бреду, перед самой кончиной, Моцарт не раз упоминал о том, что странный посетитель – посланник Сатаны.
Что же выяснили ученые-историки о загадке «черного человека» за прошедшие века? Откуда был этот флер таинственности? По дошедшим до нас свидетельствам, «Реквием» писался на смерть умершей в феврале того же года Анны фон Фламберг. Человеком в чёрных одеждах был управляющий графа Франца фон Вальзегга, супруга усопшей. По договорённости, авторство мессы должно было принадлежать графу, имевшему много денег, большие амбиции и страсть к музицированию. Подобным образом, выдавая чужие сочинения за свои, фон Вальзегг сотрудничал и с другими композиторами. Его целью было постоянное обновление репертуара еженедельных музыкальных вечеров.
Как Моцарт создавал свой «Реквием»
Еще в достаточно юном возрасте Моцарту приходилось писать музыку для церковных богослужений – он создал более 20 религиозных произведений в тот период. Однако на момент принятия заказа он не практиковался в сочинении подобных произведений свыше 10 лет. Музыковеды считают именно эту причину главной, из тех, что послужили препонами к скорому написанию «Реквиема». Во время работы над «Реквиемом» Моцарт переключал своё внимание на другие заказы: оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», кларнетовый концерт для Штадлера. Лишь осенью композитор вновь вернулся к заупокойной мессе и даже отказался принимать учеников, пока не завершит её.
К сожалению, увлекающая и трудоемкая работа стала плохо сказываться на здоровье великого композитора. Во избежание пагубных последствий его жена Констанция даже отобрала партитуру музыкального произведения. Тогда же, по её свидетельствам, Вольфганг жаловался на отравление ядом.
Был ли яд?
По сей день среди поклонников творчества Моцарта, досужей публики и даже ряда историков не утихают споры о том, был ли великий композитор отравлен ядом. Версия про отравление базируется на показаниях Констанции и их сына Карла, который в 7-летнем возрасте пережил смерть своего отца. Ребёнок запечатлел в памяти опухшее тело, источающее зловоние. Согласно врачебным заключениям, у пациента была обнаружена «острая просовидная лихорадка», и все симптомы неизбежного летального исхода можно было предсказать по часам.
Виновен ли Сальери?
Здесь следует отметить силу таланта другого гения, теперь литературного – именно Александр Сергеевич Пушкин стал распространителем идеи о том, что Моцарта убил его друг Антонио Сальери. Подобные слухи ходили и раньше, но именно «Маленькие трагедии» запечатлели историю с отравлением максимально ярко и распространили по всему миру. На долгие годы имя другого итальянского и австрийского композитора Антонио Сальери было опозорено. И это при том, что в учениках у придворного капельмейстера были Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. И скорее взрывной характер Моцарта, его переписка с отцом, могли стать толчком для интриг против итальянца. Только состоявшийся в 1997 году Миланский суд полностью оправдал Сальери от многолетней клеветы.
Завершение работы над «Реквиемом»
Нынешнее звучание «Реквиема» стало возможным благодаря усилиям еще одного музыканта: Франца Ксавьера Зюсмайера, ученика Моцарта. Именно он завершил последнее музыкальное произведение известного композитора. Поскольку задаток за мессу уже был уплачен, и Констанция желала получить остальную сумму, она обращалась ко многим сочинителям музыки с просьбой о завершении «Реквиема».
Сперва работу над «Реквиемом» согласился продолжить другой композитор, Йозеф Эйблер – он даже сделал ряд набросков, но впоследствии отказался, оценив несоизмеримость своего таланта с Моцартовским. Получив множество отказов, Констанция обратилась к Зюсмайеру, предоставив ему множество черновиков своего мужа. Музыкальные критики отмечают посредственную работу Франца Ксавьера. Им не были учтены торжественные аккорды духовых с унисонным ответом струнной группы. После экспозиционного раздела фуга оборвана, что выдаёт неумение ученика писать хоровые фуги. Даже юношеские церковные произведения Моцарта представляют больший интерес.
Отдельной любопытной деталью реквиема, загадочной и в чем-то мистической, является выбор инструментов для него: в оркестре, исполняющем «Реквием» Моцарта, не нужны флейта, гобой, валторна и кларнета, зато присутствует бассетгорн, который, как утверждают некоторые исследователи, нужен для отражения увлечения Моцарта масонством.
Как «Реквием» воспринимается в наши дни
Анализируя «Реквием» историки и музыкальные критики часто приходят к достаточно противоречивым выводам. Выделение партий, дописанных Зюсмайером, позволило воссоздать партитуру в том виде, какой она осталась после самого Вольфганга. Конечно, дописывать творение мастера тяжело, но Ричард Мондер попытался по-своему реконструировать траурную мессу. Как отмечают критики, данная версия более аутентична задумке Моцарта нежели переработка Франца Ксавьера.
Для чего «Реквием» служит сейчас
В первую очередь эта мелодия известна нашим современникам как саундтрек к фильмам, например, ее можно услышать в таких кинокартинах, как «Овод» (1980, реж. Николай Мащенко), «Амадей» (1984, реж. Милош Форман), «Большой Лебовски» (1998, реж. братья Коэн), «Люди Икс 2» (2003, реж. Брайан Сингер), «Древо жизни» (2011, реж. Терренс Малик), «Россомаха: Бессмертный» (2013, реж. Джеймс Мэнголд) и множестве других. Помимо этого, его часто исполняют на похоронах известных людей.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: