Закрыть
Екатеринбург
  Как опознают тела погибших в авиакатастрофе

Как опознают тела погибших в авиакатастрофе

Гражданская авиация, какой мы знаем её сегодня, появилась сравнительно недавно, однако в наши дни уже невозможно представить себе жизнь без пассажирских авиаперевозок. Чего стоят хотя бы данные о числе перевезенных самолётами пассажиров: например, в течение 2019 года 4,5 миллиарда человек воспользовались авиалайнерами, и число пользователей гражданской авиации стабильно растёт. Конечно, есть немало людей, которые страдают аэрофобией – боязнью полётов, – однако преимущества авиации на настоящий момент слишком велики, чтобы пренебрегать этим видом транспорта: ведь самолеты мало того, что движутся быстрее, но во многих странах авиабилеты еще и стоят дешевле железнодорожных (Россия в данном случае – яркий пример). И это уже не говоря о том, что между некоторыми точками планеты вообще нет никакой иной связи, иначе как воздушной – довольно неожиданным примером могут оказаться некоторые города Восточной Сибири и дальнего Востока: в советское время власти при строительстве новых городов осознали, что прокладывать железную дорогу через тайгу или тундру гораздо дольше и дороже, чем разровнять пригородную территорию под аэродром.

Увы, как и другие виды транспорта, самолёты иногда терпят крушение. Случается это, что важно, гораздо реже, чем с другими видами транспорта, и чисто статистически самолеты являются одними из самых безопасных средств передвижения, но авария даже одного самолета, в отличие от, например, автоаварии, уносит сразу множество жизней – не говоря о том, что крушение самолёта может также нанести ущерб людям, находящимся на земле – например, если самолет падает на населенный пункт, что, увы, иногда случается.

Другой важной чертой авиакатастроф является трудность поиска и идентификации пострадавших. Во-первых, если самолет упал в дикой местности, то отдельной проблемой может стать в принципе даже сам поиск его останков – поезд или автомобиль невозможно потерять таким образом, они не могут уйти далеко от дороги. Иногда поиски корпуса рухнувшего авиалайнера могут потребовать усилий сотен профессионалов и занять много дней – при том, что нередко счёт идёт на секунды: как ни удивительно, но при крушении самолётов люди выживают гораздо чаще, чем можно подумать – ведь большинство аварий происходит при взлете и посадке, то есть недалеко от земли. Так или иначе, расследование авиакатастроф – дело очень трудозатратное, дорогое и привлекающее не только наиболее квалифицированных специалистов, но и наиболее продвинутые технологии.

Авиационная катастрофа: правила и порядок действий

Все катастрофы разные, и каждая из создаёт уникальные условия со своими трудностями и опасностями. Тем не менее, разумеется, за годы практики были выработаны международные стандарты поисково-спасательных работ, которых специалисты придерживаются в общем случае. Как правило, этот план действий состоит из нижеследующих этапов.

Получение и сбор информации

Аварийно-спасательные работы (АСР) организуются тогда, когда самолёт направляет сигнал бедствия или сообщение о крушении – или же когда об аварии сообщают очевидцы. В частности, сигнал бедствия автоматически подаётся диспетчерам аэропортов, если с любым самолетом теряется радиосвязь на пять минут и более или если воздушное судно задерживается без предупреждения на десять минут и более.

Если службы, отвечающие за проведение АСР, получают сигнал о пропаже, потере связи или крушении самолета, то они немедленно оповещают об этом службы, ответственные за чрезвычайные ситуации, а также организуют сбор всей дополнительной информации о рейсе: когда он вылетел, когда должен прибыть, его точный маршрут, список пассажиров, последний момент выхода на связь, модель и состояние самолёта, состав экипажа и т.д. В соответствии с полученными данными создается комиссия АСР, которая приступает к разработке плана поисково-спасательных действий.

Поисково-спасательные работы

Используя всю имеющуюся информация, комиссия пытается максимально сузить круг поисков и определить примерный район, где должен был потерпеть крушение самолет. В этих целях основными источниками информации становятся последние координаты самолета, которые есть у диспетчеров, снимки со спутников, а также показание очевидцев (при наличии). Когда район поисков очерчен, его разбивают на сектора и направляют в них воздушные и наземные поисковые бригады. Чаще всего обломки авиалайнеров обнаруживают с вертолётов. Вертолетчики же, как правило, также занимаются планированием наиболее удобного пути до обломков от ближайшего населенного пункта или дороги – если крушение произошло на пересеченной местности. Также команда вертолета производит аэрофотосъемку – именно эти снимки, скорее всего, первыми попадут в новостные СМИ.

Как только самолёт был найден, к его корпусу выдвигаются поисково-спасательные группы, которые сперва ищут выживших, оказывают им первую помощь и эвакуируют, а затем приступают к осмотру обломков. Иногда поисково-спасательные отряды также оказываются вынуждены тушить пожары, которые образуются на обломках самолетов из-за воспламенения топлива, либо даже перекидываются на окружающую территорию.

Осмотр места авиакатастрофы

Когда выжившие оказываются в безопасности, а пожары потушены, спасатели начинают тщательный осмотр места крушения, в ходе которого ведут фото- и видеосъемку, стремясь при этом поймать на пленку все до единого обломки самолета – иногда их могут разделять многие километры, например, если самолет начал разваливаться ещё в воздухе. Все полученные таким образом данные тщательно документируются, потому что именно на их основании в дальнейшем будут делаться выводы о причинах гибели самолёта.

Опознание тел погибших в авиакатастрофах

Одной из наиболее тяжелых в моральном и физическом смысле частей поисково-спасательных работ при крушении самолёта является сбор останков погибших и их опознание. Иногда это оказывается тяжело из-за того, что тела оказываются беспорядочно разбросаны по району крушения самолёта. Иногда они оказываются слишком повреждены или вовсе утрачивают целостность, так что их опознание становится весьма трудоемкой задачей. В последнем случае единственным надежным средством является сбор и анализ биоматериалов – он, в свою очередь, может потребовать несколько месяцев.

Визуальный осмотр

К счастью, значительная часть погибших в катастрофе, как правило, всё же опознается по чисто внешним признакам. Во-первых, на многих людях удается обнаружить их удостоверения личности. Далее, если тела хорошо сохранились, то опознание становится возможным по одежде и обуви, а также иным характерным личным вещам, и, не в последнюю очередь, по прическе, протезам и операционным шрамам, татуировкам, пирсингу, украшениям и т.д. Эта информация позже сопоставляется с той, которую другие специалисты тем временем собирают от родственников и друзей погибших. Например, если одно из обнаруженных спасателями тел соответствует одному из словесных описаний, то предполагаемым родственникам погибшего высылают фотографии или видеозапись с телом погибшего, после чего приглашают в морг на опознание тела. Этот порядок действий, как нетрудно догадаться, направлен на минимизация психологического удара по родственникам погибших – именно поэтому в курс дела их вводят постепенно и с фото- и видеоматериалами знакомят поэтапно. Находящиеся в шоковом состоянии люди могут запросто обознаться, так что многоуровневая система проверки абсолютно необходима. Всё время, что идет идентификация тела, с родственниками погибших работают психологи из числа сотрудников служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Стоматологическая экспертиза

Стоматологическая экспертиза – одна из крайних мер, к которым приходится прибегать тогда, когда визуальная идентификация оказывается невозможной – как правило, такое происходит, если тело подверглось воздействию огня, утратило структурную целостность или получило сильные механические повреждения при ударе. Строение челюстей у людей достаточно уникально, чтобы служить хорошим отличительным признаком само по себе, но к этому добавляется тот немаловажный факт, что в наше время почти у каждого человека на земле есть хотя бы одна пломба, коронка или иная модификация и/или зубной протез. Плюс, поскольку почти все люди сегодня наблюдаются в стоматологических клиниках, получается, что на каждого человека имеется «стоматологическое досье», которое можно запросить у поликлиники и сверить с ним данные экспертизы. Стоматологическая экспертиза, таким образом, является одним из надежнейших современных способов идентификации личности.

Дактилоскопия

Узор на подушечках пальцев менее уникален, чем строение челюсти, однако его плюс в том, что он не меняется на протяжении жизни человека, что делает его также хорошим средством идентификации – при условии, что кожа рук покойного хорошо сохранилась. Однако, в то время как отпечатки прикуса и иные данные о зубах каждого из нас хранятся в больницах и поликлиниках, отпечатки пальцев в обязательном порядке у людей не собираются. Исключение составляют люди, проходившие через правоохранительные органы (не обязательно преступники), однако таких абсолютное меньшинство. В последние годы, однако, началось массовое внедрение биометрических паспортов, которые помимо прочего содержат в себе рисунки отпечатков пальцев своих носителей. Это, безусловно, важный шаг в правильном направлении, однако на данный момент биометрические загранпаспорта есть еще не у всех, плюс их может не оказаться у тех, кто совершает перелет в пределах своей страны.

ДНК-анализ

Наконец, лучший и доселе непревзойденный способ идентификации личности – молекулярно-генетическая экспертиза, в бытовой речи известная как анализ ДНК. Это, однако, процедура крайне долгая и дорогостоящая, так что прибегают к ней только в крайних случаях, если все остальные меры невозможны или не сработали. Анализ ДНК в данном случае подразумевает извлечение из уцелевших тканей тела митохондриальной молекулы, которую оцифровывают, а затем сравнивают с ДНК потенциальных родственников. Обычно ткани для анализа берут из волос, зубов, сердца или почек.

Возможно, вам будет интересно:

22 мая 2020