Как хоронили Владимира Высоцкого
Память о Владимире Семеновиче Высоцком до сих пор жива среди россиян всех поколений. Этот великий деятель отечественной культуры прославился на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века сперва как театральный актер, затем как автор и исполнитель замечательных песен. Из-за ограничений советской цензуры Владимир Семенович долгое время не мог выступать на широкой публике, но это не помешало появлению у него феноменальной популярности: его записи тайно копировали и передавали друг другу на пленке и магнитных кассетах. В качестве актера театра Высоцкий остался памятен современникам благодаря ролям Гамлета из всемирно известной шекспировской пьесы, Лопахина из «Вишневого сада» Чехова и Свидригайлова в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». Начиная с 1959 года Владимир Семенович также часто появлялся на экранах кинотеатров: он снимался в таких фильмах, как «Плохой хороший человек", «Арап Петра Великого» и «Интервенция», а наибольшую народную любовь он получил за исполнение роли московского сыщика Глеба Жеглова в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Большую часть жизни поэту приходилось сталкиваться с неприятием и осуждением своего творчества со стороны государственного аппарата, но, несмотря на это, Владимир Высоцкий сумел занять достойное место в ряду людей, обогативших русскую культуру.
Смерть Высоцкого
К сожалению, в последние годы жизни Владимир Семенович страдал от наркотической и алкогольной зависимости, вызванных рабочими стрессами. Из-за этого сильно страдало его здоровье, и к концу семидесятых годов он уже находился на грани потери работоспособности, что вызывало как его тревогу, так и переживания близких людей. В начале восьмидесятого года Владимир Высоцкий пытался резко изменить образ жизни и отойти от пагубных привычек: достаточно долгое время наблюдался врачами и готовился переехать пожить в сельскую местность, но, увы, эти планы так и остались планами. В ночь с 24-го на 25-е июля 1980-го года у поэта остановилось сердце, пока он спал. Как причину смерти врачебная комиссия указала инфаркт миокарда – родственники согласились с решением врачей безоговорочно и отказались от вскрытия тела. Хотя на момент смерти казалось, что все очевидно само собой, это решение – отказ от вскрытия – стало причиной множащихся по сей день слухов о насильственной смерти Высоцкого. Согласно различным конспирологическим версиям, Владимира Семеновича отравили сотрудники спецслужб, иностранные шпионы или даже члены его семьи.
Прощание с Высоцким
В связи со смертью Владимира Семеновича перед его родственниками встал ряд непростых проблем. Первым делом следовало определиться с местом захоронения тела. Затем – каким-то образом оповестить людей, поклонников и целителей творчества Высоцкого, что являлось непростым делом при отсутствии интернета и с учетом продолжающейся неприязни властей еще весьма закрытого на тот момент СССР. Оба вопроса удалось успешно разрешить при содействии певца Иосифа Кобзона: тому удалось получить согласие Моссовета на захоронение Высоцкого на территории Ваганьковского кладбища и добиться сообщений о смерти в средствах массовой информации – некрологи при его содействии были напечатаны и в «Советской культуре» и «Вечерней Москве». До вмешательства Иосифа Кобзона администрация Новодевичьего кладбища, где первоначально намеревались похоронить поэта, отказалась от сотрудничества с родственниками Высоцкого, а все периодические издания Советского Союза не принимали к печати никакие материалы о смерти Владимира Семеновича. Еще заслуга Кобзона заключается в помощи при покупке элитного «Гроба №6», какие обычно предназначались только для первых лиц государства.
Для прощания с публикой тело Высоцкого выставили в помещении театра на Таганке. Четыре дня неиссякающий поток людей окружал театр, сотни людей приносили умершему цветы, венки, свечи и другую ритуальную атрибутику, чтобы почтить память Владимира Семеновича. Валерий Нисанов и Валерий Янкович раздавали фотографии Высоцкого с его автографами всем, кто пришел проститься с поэтом в последний раз.
По официальной информации, за четыре дня, что тело Высоцкого пробыло в театре на Таганке, к нему пришли более сотни тысяч человек: очередь ко входу в театр иногда достигала нескольких километров. Летом 1980-го года в СССР проходили Олимпийские игры, причем значительная часть соревнований была организована как раз в Москве, но для охраны порядка в районе театра в эти четыре дня были задействованы едва ли не все сотрудники московской милиции, столь велико было столпотворение народа. Но, несмотря на размер толпы, никаких эксцессов и правонарушений не было зафиксировано: люди вели себя спокойно и мирно, часами ожидая своей очереди увидеть тело любимого поэта. Коллеги Высоцкого по театру и кино также приходили попрощаться со своим умершим товарищем, причем многие организовывали целые колонны работников одного театра: например, вместе пришли сотрудники МХАТа, театра «Современника», Театра на Малой Бронной и театра Вахтангова.
Иностранные газеты, в отличие от СМИ СССР, все эти дни активно публиковали материалы о Владимире Семеновиче. Больше всего статей, интервью и заметок было в прессе Франции и Польши, также тема достаточно широко освещалась журналистами Англии, США и Канады.
Похоронная процессия
Десятки тысяч москвичей были свидетелями и участниками огромной процессии, шедшей в день похорон Высоцкого он театра на Таганке к Ваганьковскому кладбищу. Поклонники творчества Владимира Семёновича усыпали дорогу перед машинами похоронного кортежа цветами, и не позволяли коммунальным службам убирать их. Единение народа было колоссальным, но, к сожалению, видеозаписи и фото этого величественного шествия делались по большей части представителями иностранной прессы. Отечественные газеты и телеканалы происходящее игнорировали, обосновывая своё молчание высокой загруженностью в связи с проходящей Олимпиадой.
Погребение Высоцкого
Как гласит городская легенда, сотрудники Ваганьковского кладбища организовали похороны Высоцкого бесплатно, желая выказать отдать дань уважения умершему поэту, хотя изначально Иосиф Кобзон готов был даже предложить большую взятку за их согласие. Так или иначе, вскоре после этого кладбищенская администрация была заменена; говорят, советская власть не простила ответственным людям похорон такого «бунтаря», как Высоцкий, на таком престижном кладбище, как Ваганьковское.
Многие сотни людей, желающих участвовать в погребальной церемонии или хотя бы увидеть ее, заполнили кладбище, а те, кто не смог вместиться на территории, начали залезать на окрестные заборы и фонарные столбы. Цветов на могилу Владимира Семёновича возложили столько, что впоследствии их пришлось вывозить с места захоронения грузовиками. С речи режиссёра Юрия Любимова началась гражданская панихида, на которой также взяли слово такие корифеи отечественной культуры, как Валерий Золотухин, Григорий Чухрай и Никита Михалков. После помещения гроба с телом могилу и всеобщего прощания, для близкого круга друзей и родных были организованы поминки в квартире Высоцкого на Малой Грузинской улице.
Память и памятник Высоцкому
С надгробным памятником возникла некоторая сложность: вдова Владимира Семеновича, Марина Влади, желала видеть на надгробии украшение в виде большой глыбы необработанного природного камня, а родители поэта хотели запечатлеть Высоцкого в виде реалистичной скульптуры. В результате был избран своего рода компромиссный вариант: скульптуру решили сделать из шеститонной глыбы троктолита, которую нашёл и доставил в Москву из Казахстана друг поэта, золотопромышленник Вадим Туманов. В 1982 году коллеги Высоцкого по его театральной деятельности организовали конкурс проектов памятника, на котором наибольшее число симпатий получили работы Давида Боровского и Александра Рукавишникова. Первый вариант больше понравился вдове Владимира Семеновича, второй – родителям, но в результате долгих обсуждений был избран проект за авторством Рукавишникова. К 1985 году памятник изготовили и установили на могиле, а начавшаяся в это время Перестройка привела к пересмотру взглядов властей на фигуру Высоцкого, так что вскоре памятники и скульптуры певцу стали появляться в разных городах Союза. Память Владимира Семёновича жива и в современной России – более того, памятники ему установили даже за рубежом, например в Подгорице, Выршеце и Чикаго.
Возможно вам будет интересно:
Дополнительная информация: