Закрыть
Екатеринбург
  История похоронного дела в современной России

История похоронного дела в современной России

Похоронная индустрия в России появилась относительно недавно. Вплоть до 1890-х гг. в стране не существовало никаких профессиональных организаций, которые бы отвечали за захоронение умерших и содержание кладбищ, а все попытки властей взять контроль за кладбищенской деятельностью в свои руки наталкивались на коррупцию и неспособность проконтролировать исполнение законов в провинции. В таком виде ритуальное дело унаследовал Советский Союз – и за 70 лет так и не смог кардинальным образом изменить сложившуюся в отрасли ситуацию к лучшему. Ко времени развала СССР в стране все еще полностью отсутствовало какое-либо регламентирование и регулирование похоронной сферы, функционировали тысячи несуществующих официально кладбищ, а учет захоронений если и велся, то из рук вон плохо.

Все эти проблемы по наследству получила Россия. Хотя за прошедшие годы в похоронном деле произошел ряд позитивных сдвигов, правовая неурегулированность и пробелы в законодательстве мешают выходу отрасли на современный уровень.

Советское наследство в похоронной сфере

Отсутствие системы регулирования и слабое развитие отраслевой инфраструктуры – один из главных бичей похоронного дела в современной России, унаследованный от СССР. Советские власти возложили ответственность за содержание кладбищ органам местного самоуправления, однако ни позаботились ни о создании необходимой правовой базы, ни о предоставлении региональным администрациям финансовой поддержки. В результате ни о каком благоустройстве и обслуживании кладбищенских территорий не могло идти и речи – у местных ведомств попросту не было на это ресурсов. Они пребывали в разрухе и запустении, зарастая травой и сорняками. Заброшенную землю крестьяне использовали под грядки, о чем свидетельствуют многочисленные попытки государства законодательно запретить подобное «могильное» садоводство.

Переход с плановой экономики к рыночной слабо повлиял на проблемы ритуальной инфраструктуры. Контроль за территориями кладбищ все также находится в ведении региональных ведомств, а ресурсов на их содержание все также не хватает. Чтобы снять с себя бремя ответственности, местные органы власти препоручают уход за ними частным компаниям, как бы «сдавая» кладбища «в аренду».

Не решенным остается вопрос с неучтенными могилами. В советские времена кладбища возникали стихийно и не существовали на бумаге, а системы учета захоронений либо функционировали плохо, либо не функционировали вообще. Кроме того, немалое количество объектов ритуального назначения не было зарегистрировано юридически – если объекта «нет», то нельзя и потребовать от ответственной за его содержание администрации действий по его содержанию. Все это до сих пор препятствует созданию общефедерального ведомства или интернет-ресурса, где россияне могли бы найти потерянную могилу.

Печальной остается ситуация с альтернативными методами захоронения. Несмотря на активную пропаганду кремации, обеспечить страну достаточным количеством крематориев государство было не в состоянии. К 1991 году на территориях бывших союзных республик действовало всего 5 специализированных учреждений по сжиганию человеческих останков. Уже после развала в 2000-х российское правительство развернуло активную работу по созданию соответствующей инфраструктуры. К настоящему времени по всей стране функционирует 27 крематориев, причем 4 из них находятся в Москве и Московской области, и два – в Новосибирске. Екатеринбургский крематорий на базе Сибирского кладбища был открыт в 1982 году

Первые похоронные бюро в современной России

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) и постановление ««О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» (1987 г.) фактически легализовали в стране частное предпринимательство. Вместе с первыми частными предприятиями появились и похоронные учреждения, взявшиеся за создание и организацию рынка ритуальных товаров. Первые годы он базировался на частных мастерах-ремесленниках, которые занимались производством похоронных принадлежностей в свободное от работы время на дому и с помощью «позаимствованного» с места трудоустройства оборудования.

Сегодня производство и продажа ритуальной атрибутики перешло в руки частных специализированных фабрики, выпускающий весь ассортимент необходимых принадлежностей от траурных венков до намогильных памятников. Тем не менее кладбища, крематории и морги по-прежнему находятся в введении государства.

Пробелы в похоронном законодательстве

Обновление и дополнение похоронного законодательства, доставшегося России от СССР, растянулись на многие годы и продолжаются по сей день. Такая медлительность связана с нежеланием и боязнью кардинально изменять ритуальную сферу, однако в результате отсутствия определенных позиций по вопросам деятельности отраслевых компаний, они продолжают существовать в правовом «белом поле», не регулируемом государством. Нормативно-правовой акт, который должен заполнить существующие в похоронном законодательстве пробелы, находится в разработке с 2011 года и работа над ним далека от завершения.

Правовая неурегулированность похоронного дела привела к обострению существующих и возникновению новых проблем. Отсутствие юридической базы препятствует созданию единого федерального органа, который бы взял на себя надзор за деятельностью учреждений ритуальной сферы, а как следствие отсутствуют и инструменты контроля. Открыть частную похоронную организацию может кто угодно, не беспокоясь о приобретении необходимой квалификации или специального оборудования – в конце концов, проверять их наличие попросту некому.

Некому и проконтролировать взаимоотношения между участниками похоронного процесса, между которыми в результате юридических пробелов сложилась неэтичная, но легальная с точки зрения российского законодательства система посреднических отношений. Нередко врачи или сотрудники полиции сразу же передают информацию о поступившем вызове или смерти пациента в госпитале знакомой ритуальной службе – или нескольким. А сотрудники российских моргов могут предложить семье умершего дополнительное обслуживание по подготовке тела к похоронам или даже попросить денег за бесплатные с точки зрения законодательства услуги. В большинстве случаев добиться привлечения этих лиц к ответственности затруднительно или вовсе невозможно.

В то время как в Москве и Санкт-Петербурге муниципальные власти пытается на местном уровне решить правовые проблемы в отрасли, регулирование деятельности похоронного рынка в регионах оставляет желать лучшего. Отдельные компании, как например, Ritual.ru, пытаются вывести российскую ритуальную сферу на качественно новый уровень и привести ее в соответствие с международными стандартами, однако пока в федеральном законодательстве остаются лакуны, рассчитывать на принципиальное изменение текущей ситуации в отрасли не приходится.

Возможно вам будет интересно:

10 августа 2020