Закрыть
Екатеринбург
  Похороны в допетровской России

Похороны в допетровской России

Везде и во все времена вопросы погребения человеческих останков были не только лишь вопросами религиозного характера. В конце концов, в этой сфере общественной жизни всегда была неизбежна и иная, сугубо практическая сторона: людям необходимо было как-то распорядиться телом покойного – тем или иным способом удалить его из человеческого жилья и из поселения. Очевидно, что вопросы о поиске места для захоронения, транспортировке тела и т.д. волновали людей всегда – но как решались эти вопросу в эпоху до похоронных агентств и специализированных государственных служб?

Языческие времена

К сожалению, науке практически ничего не известно о религиозно-мистических воззрениях и практиках славян из дохристианской эпохи: отчасти тому виной то, что большая часть истории их развития пришлась на дописьменную эпоху, а отчасти проблема в том, что более поздние летописцы и переписчики вымарывали из истории неприятные им страницы языческого прошлого. По этой причине для науки весьма затруднительно восстановить сколь бы то ни было полную картину религиозных представлений наших далеких предков. Тем не менее, хотя мы и не можем узнать в точности, как выглядел древнеславянских погребальный обряд, археологические данные по меньшей мере могут сообщить нам что-то об их захоронениях. Во-первых, мы точно знаем, что на территории европейской части России мертвых погребали преимущественно в курганах – иногда их сперва сжигали и закапывали прах, иногда хоронили целый труп. В курганы к останкам покойных подкладывали разного рода погребальные дары, которые должны были помочь умершим существовать в потустороннем мире. Древние славяне, как и многие другие народы, считали, что загробный мир, в общем и целом, сильно похож на наш. А следовательно, по их мнению, умерший, очутившись там, будет заниматься примерно тем же, чем занимался здесь, а значит ему могут пригодиться украшения, деньги, керамическая посуда и горшочек с углями для разведения очага. Подобные практики в той или иной форме просуществовали как минимум до тринадцатого века.

Раннехристианский период

В период раннего распространения христианства (примерно с девятого до двенадцатого века) погребальные обряды на Руси почти ничем не отличались от христианских обрядов во всем остальном христианском мире: церкви выделяли территорию для организации погостов и исполняли обряды над телом покойного, а крестьянская община брала на себя все остальные хлопоты. Важно понимать, что в те времена крестьянская или соседская община вынуждены были брать на себя большую часть обязанностей: кто умел, тот брался за изготовление гроба, кто-то омывал и наряжал покойного в погребальный наряд, кто-то помогал рыть могилу и транспортировать гроб и т.д. Отдельно стоит упомянуть наличие на похоронах плакальщиц и воплениц: малоизвестный факт заключается в том, что они работали отнюдь не «экспромтом» – песни, причитания и заплачки были фиксированными и передавались из поколения в поколение. Иными словами, репертуар плакальщиц и воплениц был традиционным, а не изобретался каждый раз заново.

Сами же погосты работали по тем же принципам, что и во всей Европе: на церковном дворе выделялся небольшой участок, где год за годом в одни и те же ямы во много слоев складывались новые тела по мере того, как самые старые из предыдущих разлагались. Никакого плана и структуры у этих некрополей не было: был просто огороженный забором участок, где каждый копал яму там, где хотел, а дорожками считалось все то пространство, что не занято могилами. Что логично, за захоронениями никакого ухода не предусматривалось, и мертвых не перезахоранивали. При этом, конечно же, кое-какой порядок в захоронениях все же был: люди располагались на прицерковном участке в строгом соответствии с социальной иерархией. Иными словами, наиболее знатные и богатые лежали ближе к стенам церкви, а самые бедные и бесправные погребались на отшибе; эта черта также не была уникальной для русского государства: те же порядки имели место во всех христианских странах того времени.

Раннее Новое время

О захоронениях Нового Времени на территории современной России у науки данных гораздо больше. Тем не менее, важной проблемой является то, что в пятнадцатом-семнадцатом веках в русском государстве не существовало ЗАГСов и метрических книг, так что никакой централизованной системы регистрации рождения и смерти людей попросту не было. Из-за этого значительную долю данных о погребальных практиках XV – XVII веков мы черпаем из дошедших до нас завещаний покойных и путевых заметок иностранных путешественников. Что касается завещаний, то они доживали до современности благодаря сочетанию двух нижеследующих обстоятельств.

  • Человек погибал не внезапно, но, как пример, от долгой болезни, и, ощущая приближение конца, располагал достаточным количеством времени и сил, что создать завещание.
  • В этом завещании умирающий отписывал часть имущества церкви - из-за этого у церкви появлялась сильная мотивации как можно дольше хранить у себя оригинал или копию завещания, чтобы в случае чего подтвердить свои права на имущество.

Благодаря рачительности церковных служащих до наших времен и дожило значительное количество завещаний из допетровских времен. Но что писалось в этих завещаниях? Помимо распределения имущества между наследниками люди также нередко записывали в завещаниях свои пожелания касательно того, как они должны быть погребены. Например, умирающий мог написать, на каком кладбище хочет лежать или что надо написать на надгробии; более зажиточные люди могли оставить даже подробные инструкции о размерах и материалах, из которых необходимо было возвести им надгробие или склеп, как его украсить и т.д. Любопытна и та роль, которую играли в процессе написания завещания служители церкви: во-первых, священники всегда рассчитывали, что по крайней мере часть имущества по завещанию отойдет церкви. Во-вторых, священники зачастую сами подписывали завещания умерших, что обычно объяснялось тяжестью болезни, из-за которой человек уже был не в состоянии прочитать или подписать документ. Что примечательно, если завещание было целиком написано и подписано священником, то этому завещанию, как правило, верили и никакому сомнению не подвергали.

Но что еще более любопытно, так это то, что в те времена в завещаниях нередко писали не только «по делу», но и вписывали свои рассуждения о религии, жизни и смерти и посмертном существовании. Разумеется, в большинстве документов перечислялись какие-то общепринятые на тот момент формулировки из православного богословия: вспоминались Троица, Апокалипсис, божий суд и т.д. Тем не менее, встречались и иные вещи, в которых отчетливо можно услышать эхо языческих времен: в частности, нередко в своих завещаниях люди сперва обращаются к небесному отцу, в затем к «святой матери-Земле», что является, очевидно, отсылкой к древним языческим поверьям.

Уникальные особенности похорон на Руси

Разумеется, в те времена во всех краях земли люди в своих практиках были очень сильно зависимы от климата и погоды. В северных странах – в том числе и в России – распоряжение телом умершего очень сильно зависело от погодных условий, под которые необходимо было подстраиваться. В целом покойных старались погребать как можно скорее, предпочтительно – в день смерти, причем это правило затрагивало все социальные классы. Однако следует понимать, что 400-500 лет назад инструменты и техника были весьма примитивны, а потому большую часть года копать промерзшую землю было невозможно. Следовательно, трупы нужно было где-то складировать до оттепели – и на этот случай были предусмотрены так называемые «Божьи Дома». Божьим домом в те времена называли то, что в наши дни именуется трупохранилищем – т.е. это было специальное здание, целиком отведенное под складирование мертвых тел. Там они лежали до наступления весны.

Что же касается самого процесса погребения, то в их интерпретации у ученых есть большие расхождения. Некоторые источники указывают на то, что мертвых было принято погребать в белых льняных одеяниях, другие же сообщают, что мертвых хоронили в их прижизненных нарядах, а третьи пишут, что мертвецам обязательно полагалась новая пара обуви, чтобы легче было дойти до Рая. Наконец, самый любопытный атрибут погребений допетровской эпохи - это так называемый «Райский паспорт». Райский паспорт – это документ, который за некую сумму можно было купить у священнослужителей. В том документе сообщалось, что покойный жил по христианским заповедям, получил отпущение грехов и достоин войти в Царство Божие. Эти паспорта подписывались священниками и вкладывались в руки покойным перед закрытием гроба – так тогдашние люди хотели удостовериться, что мертвый будет пропущен через райские врата.

Возможно, вам будет интересно:

20 июля 2020