Что такое эпитафия
Традиция высекать памятные надписи на надгробиях уходит корнями в глубокую древность, и в том или ином виде сегодня существует в большинстве мировых культур. Само слово «эпитафия» имеет древнегреческое происхождение (от греч. ἐπιτάφιος (epitaphios)), и дословно означает «над могилой»: в те времена так называли поминальные речи, которые специальные чтецы декламировали на похоронах известных воинов и полководцев. С течением времени прощальные высказывания стали увековечивать в камне непосредственно на намогильных памятниках, и в таком виде этот обычай дошел до наших дней
На протяжении многовековой истории существования традиция эпитафии видоизменялась и постепенно оформилась в отдельный жанр со своими правилами и канонами. Классической темой эпитафии является напоминание о неизбежной смерти, которое как нельзя лучше описывается латинской крылатой фразой «Memento Mori» – «помни, что смертен». Эти слова были обращены не к мертвым, а к путникам и странникам, проходящим мимо надгробия: они призывали остановиться и задуматься о тщетности всего земного и вспомнить о том, что действительно важно в жизни. С течением времени, однако, эпитафия принимала и иные формы: на намогильные сооружения наносили загадки, предлагающие угадать имя покойного, хвалебные оды или указание его родословной, или, наконец, краткую фразу с именем и годами жизни.
Сегодня под эпитафией понимается небольшое изречение, традиционно в стихотворной форме, сочиненное по случаю смерти и нанесенное на поверхность надгробия. В качестве эпитафии могут быть использованы цитаты из религиозной литературы, строки стихов или прозаических произведений, однако зачастую ее сочиняют родственники или близкие умершего. Иногда слова для надгробной надписи оставляет сам человек, которому она предназначается – так поступали многие поэты, в их числе и Уильям Шекспир. Текст эпитафии обычно включает перечисление заслуг покойного и примечательных деталей его биографии, выражение любви и уважения скорбящих о нем людей или даже афоризм или ироничный комментарий.
Зарождение эпитафии
Первые известные эпитафии относятся к древнегреческой культуре. В тексте эпической поэмы «Илиада» Гомера, который был написан около IX – VIII вв. до н.э., и описывает еще более древние события (предположительно рубеж XIII – XII вв. до н.э.) уже содержатся упоминания о погребальных песнях, исполненных на похоронах троянского принца и полководца, Гектора, его женой, матерью и Еленой Прекрасной. Однако самая ранняя из дошедших до нас эпитафий относится только к V веку и принадлежит перу поэта Симонида Кеосского:
«Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли»
(в пер. Г. А. Стратановского)
Эти слова посвящены подвигу спартанских воинов, которые полегли в битве с персидской армией царя Ксеркса I при Фермопилах. Они нанесены на памятник, расположенный на месте их гибели.
Из Древней Греции практика наносить поминальные надписи на намогильные памятники распространились по территории Римской империи и Ханаана, и впоследствии заняла прочное место в христианской культуре. Известны эпитафии были и в культурах древней Вавилонии и Ирана; большую роль они играли и в древнеегипетском погребальном обряде. С течением времени этот жанр настолько укоренился в ритуальных традициях европейских и ближневосточных народов, что даже после исчезновения этих цивилизаций, память об умерших продолжили увековечивать в стихах и крылатых фразах.
От Средних веков до наших дней
После падения Римской империи в истории Европы наступили Темные века. Начался повсеместный упадок культуры, а образование стало преимущественно привилегией духовенства и знати. Только короли, члены их семей и ближайшие сподвижники могли быть удостоены такой почести как эпитафия. Ситуация начинает меняться к XIV-XV вв. – началу эпохи Возрождения. Грамота постепенно распространилась сперва среди привилегированных сословий, а затем и городского населения, возродился интерес к античной культуре. В это время на кладбищах появляются первые намогильные памятники с надписями, которые растягивались на десятки, а иногда и сотни строк, чествующими заслуги покойных. На надгробиях ученых гравируют глубокомысленные высказывания, купцы заказывают памятники с родословной умерших и перечислением его достижений. Поэты и писатели сочиняют стихотворные эпитафии как друг для друга, так и для себя: так, например, Уильям Шекспир завещал выбить на надгробии своей могилы строки, проклинающие любого, кто рискнет тронуть его прах:
«Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землей;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.»
(в пер. со староанглийского А. Величанского)
К XIX веку эпитафии стали не только надгробными надписями, но целым жанров в поэзии: стихи, посвященные смерти великих людей, а иногда и вымышленных личностей, можно было прочитать на страницах многих литературных журналов. Хотя со временем интерес к нему стал падать, благодаря распространению грамотности среди европейского населения надгробия с прощальными словами на могилы своих близких стали заказывать обычные горожане и даже сельские жители. Однако в противовес традиционному торжественно-траурному тону таких надписей популярность обрели ироничные высказывания и афоризмы.
Эпитафии в России
Традиция эпитафии вошли в повседневный быт в России довольно поздно: только в XVI веке. Ранние надгробные надписи включали только краткую информацию об умершем: полное имя, годы жизни, вероисповедание (отсюда слова «раб божий») и, в некоторых случаях, имя святого, на день памяти которого пришлась смерть. Однако стихотворные эпитафии стали появляться только столетием позже. Самая ранняя известная эпитафия принадлежит перу монаха Германа: она была высечена на могиле патриарха Никона в 1681 году.
Расцвет эпитафии приходится на XVIII век. Самые известные поэты и писатели пробовали себя в этом жанре, среди них такие именитые мастера слова как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Г.Р. Державин и пр. Вплоть до конца XIX века эпитафии оставались популярным поэтическим направлением, но на рубеже столетий им на смену пришли траурные стихи.
В Советской России стихотворные надгробные надписи не пользовались особенной популярностью у широкой публики и были уделом только заслуженных государственных деятелей. Наверно самая известная эпитафия начертана на мемориале «Могила Неизвестного солдата» у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Авторство этих строк оспаривается: по одной из версий они принадлежат писателю Сергею Михалкову, по другой вместе с ними над ними работали К.М. Симонов, С.С. Наровчатов и С.С. Смирнов.
После развала СССР эпитафии начали постепенно возвращаться «в моду»: более 15% всех захоронений отмечены разнообразными стихами, крылатыми фразами, афоризмами, религиозными текстами и словами любви.
Возможно, вам будет интересно:
- Мортсейф
- Кладбища будущего. Наиболее «яркие» футуристические проекты некрополей
- Православный похоронный обряд
Дополнительная информация: