Зачем бросают горсть земли в могилу при прощании?
Любому человеку, лично столкнувшемуся с утратой близкого человека, знакома традиция в качестве последнего прощания бросать в могилу горсть земли. По старинному обычаю, перед тем как закопать могилу присутствующие, начиная с ближайших родственников умершего, по очереди зачерпывают пригоршню могильной почвы и кидают в яму. Эта практика настолько прочно вошла в нашу культуру, что соблюдают ее не только набожные люди, но и закоренелые атеисты. Откуда взялся такой обряд, и каково его значение?
«Прах ты и в прах возвратишься» - древнейшее сказание мира о происхождении человека
Согласно тексту книги Бытия, первой книги Ветхого завета, когда человек нарушил запрет и отведал яблоко с древа познания добра и зла, то разгневанный бог сказал Адаму: «...», в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Бытие 3:19). Хотя Книга Бытия, также известная как Первая книга Моисеева, была написана задолго до зарождения христианства, она является каноничным текстом как для иудеев, так и для представителей всех христианских конфессий. Возникновение этого текста, описывающего сотворение мира и древнейшую историю человечества, историки относят к XV в до н.э. Однако, по всей вероятности, миф о создании человека из земли намного старше.
Аналогичным образом создание людей описывали жители Древней Месопотамии – цивилизации, зародившейся еще в 4 тысячелетии до нашей эры! Шумеро-аккадские мифы рассказывали, что Энки, божество мудрости, «владыка земли», и богиня-мать Нинмах вылепили первых людей из глины Абзу (подземного мирового океана), чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира:
«Мать моя! Создание, что сотворишь ты, оно воистину существует. Бремя богов, их корзины, на него да возложим. Когда ты замешаешь глины из самой сердцевины Абзу, подобно женскому лону, затяжелеет глина. Ты сотворишь это созданье. <…> Когда ты будешь давать рожденье. Мать моя, когда судьбу ему ты назначишь. Нинмах корзины на него да возложит. Род человечий да будет создан».
«Земляной» мотив в мифах о создании первых людей прослеживается не только в религиях, возникших на территории Ближнего Востока, но и по всему миру. В китайской мифологии создание первых людей является заслугой богини Нюйвы, которая вылепила знатных и богатых людей из желтого лесса, а обычный люд и бедняков – из глины и грязи. Инка верили, что бог-творец Виракоча вытесал первых людей из огромных скал. В легендах маори из красной глины была сотворена первая женщина, Хине-аху-оне, и супруга бога лесов и океанов Тане. Самые разнообразные народы связывали рождение и выживание людей с землей. Вместе с сотворением из земли в разных религиях присутствует и сюжет о «возвращении» человека в землю или подземный мир после смерти.
Горсть земли в иудаизме, христианстве и исламе
Хотя у трех основных авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама, - есть немало существенных различий, их представления относительно божественной природы, возникновения и устройства мироздания, сотворения человека и его предназначения во многом пересекаются. Это касается и похоронных обычаев: в предвидении всеобщего воскрешения в день Страшного суда иудеи, христиане и мусульмане хоронят своих мертвых в земле в предвидении того. Практикуют они и обряд бросания в могилу горсти земли, однако его детали в каждой из конфессий несколько различаются.
Так, на иудейских похоронах принято сыпать не горсти, а лопаты земли, при чем не одну, а 3, 5 или даже 13. Эти цифры выбраны не случайно: в изначальном иудаизме человеческая душа состоит из 5 аспектов: «нэфеш», «руах», нэшама», «хая», «йехида». «Нефеш» отвечает за поддержание жизни, «нешама» представляет собой дыхание, которое вдохнул в человека Бог, а «руах» является соединяющим звеном между нижней и высшей душами. Оставшиеся два уровня, хая и йезида, недостижимы для человека: хая — частичка божественной души, которая была присуща только первому человеку; в то время как йезида может быть достигнута только в конце времен. Откуда взялось число 13? Именно столько слов содержится в псалме 78:38, который говорит о боге милостивом и терпеливом, дарующий прощение раскаявшимся.
В христианстве первую пригорошню земли в могилу по традиции бросает священник, а не родственники усопшего. Однако в наши дни этот обряд повсеместно совершают и миряне. Таким образом они в последний раз прощаются с усопшим, как-бы «возвращая» его земле.
Распространена подобная традиция и в исламе. Во время церемонии погребения имам и затем по очереди члены семьи кидают в могилу горсть земли, сопровождая это словами из Корана «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156). После этого родственники или специально нанятые рабочие берутся за лопаты. Сформировав на могиле небольшую насыпь, участники церемонии поливают ее водой, а затем вновь читают другой аят: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведём вас в другой раз» (20:57).
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: