Упокоение священнослужителей – Обряд погребения
Когда умирает священнослужитель, должно пройти три дня, после которых производится обряд погребения. Именно так называемый чин погребения разъясняет, какие обряды совершаются на похоронах. Для священнослужителей и монахов исторически сложились разные чины погребения, отличающиеся друг от друга в деталях.
Омовение и одеяние священников
Омовение почивших священнослужителей происходит в установленном порядке. Три священника омывают умершего смоченной водой губкой крестообразными движениями, после чего заворачивают почившего полотном. Дальше тело отирают губкой, которая была покрыта елеем, и облачают его в одеяние, в котором совершались службы. Затем тело кладут в гроб; в левую руку кладется Евангелие, а в правую – крест, лицо же накрывают особым полотном, «воздухом».
Закрывание лица воздухом
Данная традиция берёт своё начало в давние времена, от самого Иисуса Христа, когда лицо христианина закрывали перед захоронением. Лицо было принято покрывать платком, которым вытирали пот – этот платок именовали Сударем. До наших дней традиция эта дошла не в первозданном виде: теперь лица священнослужителей покрывают литургическим платом (воздухом) для обозначения того, что священник совершал Таинства Божьи. Послушникам же закрывали лицо особенным укроем в знак того, что они добровольно ушли из мира. Существуют и другие варианты истолкования, почему лицо священников закрывают при погребении: так, оно скрыто от людей, чтобы быть обращенным к богу. Традиции и обряды, о которых идёт рёчь, в своё время описал Пётр Могила – они вошли в состав так называемого Большого требника.
В каком порядке исполняют литургические тексты
Молитвы, песнопения и каноны совершаются в следующем порядке:
- Во время омовения;
- После одевания покойного;
- До похорон;
- Когда гроб выносят из храма.
Для почившего всегда поется «Трисвятое», «Господи помилуй», а так же читают канон «Последование по исходу души от тела». Для священников во время погребения используется другой канон.
Проводы усопшего – звон колоколов, песнопения, молитвы
Во время переноса тела священника в храм или церковь и к месту захоронения перед ним несут крест, хоругви и – самое главное – Священное Писание. Заупокойный звон колоколов сопровождает все это действо, представляющее собой крестовый ход. Звонарь начинает колокольный перезвон, когда шествие проходит возле храма. Все останавливаются для проведения заупокойной литии, прямо перед храмом. Так же при переносе покойного священнослужителя читаются начальные стихи канона «Помощник и покровитель». Четыре подсвечника расставляются возле гроба покойного внутри церкви. Усопшего все это время несут другие священнослужители.
Завершение процессии
По завершению всей процессии священники напевают стихиры – так принято называть гимнографические песнопения, некогда связанные с церковными событиями и празднествами. Стихиры состоят из восьми гласов, которые разделяются на отрывки из псалмов. После проведения всех песнопений священники прочитывают разрешительную молитву, а свиток с текстом которой кладут в ладонь умершего.
Погребальный перезвон
Похоронный перезвон сопровождает всю завершающую стадию процесса погребения священнослужителя. Тип перезвона меняется в зависимости от этапа захоронения. При движении священников к месту захоронения звонарь совершает одиночный колокольный перезвон. В дальнейшем тип перезвона меняется на то количество ударов, которое соответствует номеру отрывка Евангелия. В конце, при помещении покойного в могилу, происходит тризвон, трехтактовый звон нескольких колоколов.
Нюансы ритуала погребения священников
В осуществлении похорон есть и некоторые неочевидные правила, которые должны соблюдаться. Так, запрещено хоронить священников с наградами и орденами – не важно мирские они или же нет. Иереям не кладут в гроб потир. Кроме того, священники и священнослужители, некогда отреченные от службы в храме при жизни, могут быть захоронены по установленным обрядам только с благословения архиерея.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: