Закрыть
Екатеринбург
  Святые гробокопатели: христианские покровители похоронного дела

Святые гробокопатели: христианские покровители похоронного дела

В христианстве большое значение уделяется почитанию святых – верующих, которые благодаря благочестию, праведности и преданности христианской вере, попав после своей кончины на небеса, пребывают у Трона Господня и молятся за судьбу всех людей, живущих ныне на земле. Святые, по учению церкви, являются не только образцами добродетели, но вечными заступниками перед Всевышним. Но хотя покровительство святых распространяется на все человечество, считается что некоторые из них проявляют особое внимание к определенному человеку, населенному пункту, стране, представителям отдельной профессии или даже области науки. Так, например, католическая церковь почитает Исидора Севильского как святого покровителя интернета и программистов, а православный святитель Лука Крымский вместе с десятком других праведников во главе с великомучеником Пантелеимоном покровительствует врачам и фармацевтам.

Свои покровители есть у ракетчиков, ветеринаров (и домашних животных), студентов, военнослужащих, детей, России, Франции, США и Новой Зеландии, людей по имени Александр, Мария и пр. На первый взгляд почитание отдельных святых в качестве покровителей того или иного явления может быть принято за языческое идолопоклонство, однако все не так просто. Источником святости является бог, а праведники – лишь его приближенные и посредники. Провозглашение их святыми покровителями определенного дела демонстрирует благоволение к нему церкви и Господа и призвано показать верующему, что его деятельность является достойной и богоугодной.

Не обделила вниманием церковь и людей, занятых в похоронной отрасли. В то время как священники провожают бессмертную душу на тот свет, гробовщики, врачи, работающие с телами в морге, ритуальные агенты и пр. занимаются упокоением бренных останков. И как у представителей иных профессий, у них есть свои покровители.

Преподобный Марк Печерский, святой гробокопатель

Преподобный Марк Печерский не был ни видным богословом, ни харизматичным проповедником, а простым монахом, копавшим могилы на кладбище при Киево-Печерской обители на рубеже XI и XII вв. За свой тяжелый труд он никогда не просил награды – а работа его была действительно непростой. Поскольку располагается Лавра на гористом правобережье Дона, а земля под ней изрыта пещерами, выкапывание могил требовало необыкновенной силы и выносливости. Несмотря на тяжелейшие условия, Марк Гробокопатель с усердием и смирением подготавливал места последнего упокоения для членов монашеской братии. Он вел крайне аскетичный образ жизни, воздерживаясь не только от скоромной пищи, но даже воды.

Своей самоотверженной службой ближнему и искренним благочестием он снискал благоволение бога, который наградил его чудесной силой: могильщик был настолько праведным, что мертвецы слушались его голоса. В церковных текстах сохранились упоминания о двух совершенных им чудесах:

  • Однажды, не успевая в срок выкопать место погребения для почившего монаха, преподобный Марк обратился к тому с мольбой воскреснуть и подождать до следующего дня. Умерший брат воскрес и вновь почил, когда его могила была готова. Согласно преданию, те сутки, пока Марк копал яму, мертвец молча сидел рядом, дожидаясь своего возвращения на небеса.
  • В другой раз Гробокопатель был настолько изнеможден, что не смог закончить свою работу и заснул рядом с частично вырытой могилой. Яма оказалась настолько узкой для мертвеца, что братья не имели возможность даже поправить на нем одежду или совершить необходимые для монашеских похорон ритуалы. Чтобы не лишать мертвеца последних почестей, преподобный Марк попросил его взять сосуд с елеем и крестообразно возлить его себе на грудь – и тот повиновался ему.

В Русской православной церкви преподобный Марк Гробокопатель почитается как покровитель всех работников похоронной отрасли. Интересно, что в очень редких случаях христианские святые настолько тесно связаны с областью своего покровительства. Зачастую праведника с ней связывает какая-то деталь биографии или незначительная особенность совершенного им чуда.

Преподобный Антоний Великий, святой покровитель гробовщиков

В то время как известность преподобного Марка Гробокопателя ограничивается территориями Украины и России, Антоний Великий известен всему христианскому миру. Он почитается как основатель отшельнического христианского монашества: решив строго следовать евангельским заветам, Антоний уединился в Фиваидской пустыне и поселился в гробнице у развалин старого воинского поселения. Более двух десятилетий он провел в одиночестве, изредка прерывая свое уединение на просьбы о помощи собратьев по вере. Вскоре, прознав о мудрости и добродетели подвижника, к нему стали стекаться монахи-единомышленники, чтобы попросить у старца научить их монашеской жизни. Он стал духовным наставником для многих пустынников и помог им разработать духовный устав и правила организации отшельнического быта.

Великий аскет, он истощал себя строжайшим постом и тяжелейшими обетами, чтобы справиться с преследующими его демоническими видениями и впасть в искушение. Этот образ, - искушение святого Антония, - заработал большую популярность в христианской литературе и иконографии. Он лег в основу множества выдающихся работ, в том числе «Терзания святого Антония» Микеланджело, триптих «Искушения святого Антония» Иеронима Босха и одноименная картина Сальвадора дали, а также многие другие.

Антония Великого почитают в качестве покровителя сразу нескольких профессий: звонарей, корзинщиков, мясников и, в том числе, гробовщиков. Хотя к их деятельности преподобный имел в лучшем случае отдаленное отношение, того факта, что часть его жизни прошла в гробнице, где он практиковал умерщвление плоти, оказалось достаточно, чтобы Католическая церковь поручила ему покровительство похоронной отрасли. С почтением к Антонию относятся и в православной традиции, - как, впрочем, и ко всем святым, канонизированным до Великой Схизмы XI века.

Святой Рох, покровитель тяжело больных и святой похоронного дела

Если Марк Гробокопатель является православным святым, а Антония Великого почитают во всем христианском мире, то Святой Рох из Монпелье принадлежит к католическому пантеону. Рожденный в благородной семье городского губернатора, он в юном возрасте потерял родителей. После этого траурного события, согласно церковным текстам, 20-летний юноша раздал все унаследованное имущество бедным и отправился в паломничество. Путь его лежал в Рим.

В то время в Италии бушевала эпидемия чумы, и Святой Рох, увидев страдания простого народа, стал странствовать по стране, ухаживая за больными и исцеляя их от болезни с помощью молитв и крестного знамения. Однако чудесная сила не уберегла святого: в городе Пьяченца на севере Италии он сам заразился чумой. Чтобы не ставить окружающих под угрозу, Святой Рох удалился в заброшенную хижину. По приданию, когда он находился на грани смерти, его нашла собака местного дворянина, в зубах которой был кусок хлеба. Отведав его, чудотворец выздоровел.

Вскоре после его смерти в 1325, Европу захлестнула Черная смерть – пандемия чумы, которая по разным оценкам истребила от 30 до 60% европейского населения и оставила колоссальный след в мировой истории. Неэффективность средневековой медицины и царящая повсюду смерть заставляли людей обращаться к вере, и в этих обстоятельствах фигура Святого Роха, который по еще свежим преданиям мог противостоять неостановимой болезни, приобрела особое значение для католиков. Несмотря на его популярность, канонизирован чудотворец был только в 1629 году.

По католической традиции, Святой Рох известен как покровитель тяжело больных, в частности больных чумой, холерой и дерматологическими заболеваниями, а также паломников, врачей и собак. Однако его покровительство распространяется и на похоронную отрасль – ухаживая за умирающими, Рох старался если не исцелить больного, то хотя бы помочь ему обрести безболезненную смерть.

Возможно, вам будет интересно:

20 августа 2020