Закрыть
Екатеринбург
  Суеверия и традиции в православных похоронах

Суеверия и традиции в православных похоронах

Разнообразны способы хоронить людей. Порой умершего провожают в последний путь так, как он завещал своим родственникам при жизни, порой – в соответствии с его верой, порой – по обрядам его народа или культуры. Но если, будучи живым, человек никак не обозначал своих предпочтений в похоронных церемониях, его живые родственники или друзья должны сами принимать решение о том, как достойно организовать погребение.

В таких случаях чаще всего смотрят на традиции родных мест умершего или религии, к которой он хотя бы формально принадлежал. В России такими традициями являются христианские, конкретнее – православные. Что они предписывают делать для достойного прощания с почившим, что считают недопустимым, и где пересекаются с народными суевериями, расскажет вам эта статья.

Отличия веры от суеверий

В силу истории проникновения Православия на Русь и особенностей его развития здесь, многие положения христианской веры переплелись в народном сознании с верованиями языческих времен. Любой религиозный ритуал и любая традиция имела в различные эпохи и в различных регионах множество вариаций, тесно связанных с языческой обрядностью. Хотя Русская Церковь с древнейших времен крайне неодобрительно относится к такому «народному православию» и борется с ним, несведущему человеку по сей день бывает трудно разобраться, что является частью общей Православной веры, а что – суеверием.

При подготовке к похоронам

Прежде, чем родные и близкие умершего могут приступить к любым ритуалам и церемониям, тело умершего обязательно должны осмотреть врачи и полицейские, чтобы констатировать смерть и отсутствие в ней состава преступления. Если дело происходит в городе – скорее всего, этот осмотри произведут в морге, перед выдачей тела родственникам, а если в деревне – вероятно, сотрудники государственных служб придут в дом умершего. В любом случае, лишь после их посещения тело следует начинать готовить к погребению с предшествующим отпеванием. Подготовка тела умершего для похорон по христианскому обряду состоит из перечисленных ниже этапов.

Омовение.

Первое, что требуется сделать – омыть тело. Для этого необходимы следующие предметы и материалы: чистая вода, мыло, губка или тряпка. Если тело умершего находится в доме, а не в морге, можно зажечь на время омовения лампаду у его изголовья.

Исторически омовение было необходимо при подготовке к похоронам в первую очередь из гигиенических соображений, но сегодня, когда тела мертвых отдают родным уже после медицинского осмотра и вскрытия, у него осталось главным образом символическое значение. Омытое в материальном мире тело должно обозначать собой чистую в духовном мире душу умершего, а горящий рядом с умершим огонь также служит знаком духовной чистоты.

С омовением связаны суеверия, касающиеся сохранности или особых способов утилизации губки, которую использовали при этом – народные поверья говорят, что надо хранить ее 40 или 90 дней, но в действительности православная вера вообще не касается таких «магических» вопросов. Также, с точки зрения Православия не имеет значения, кто именно будет совершать омовение.

Покрывание

Омытое тело следует укрыть специальным погребальным саваном. Несмотря на название, погребальный саван – это не только само покрывало, но и та одежда, в которую облачают умершего перед тем, как положить в гроб. Одежда может быть какой угодно, хотя традиционно при похоронах стараются использовать что-то строгое и формальное. Но если умерший желал выглядеть как-то особенно, к этому нет никаких препятствий. В большинстве случаев специальные костюмы для погребения можно купить у ритуальных агентств – они хорошо выглядят, стоят относительно немного и сделаны из специальных материалов, которые будут лучше разлагаться в земле.

Помимо практического значения – скрыть наготу умирающего при отпевании и погребении, у погребального савана есть и символическое – он также обозначает чистоту души умершего перед Богом.

Распространенным суеверием является традиция отрывать от погребального савана кусочек «для удачи в жизни». К христианской вере она не имеет ни малейшего отношения и явно связана с языческими представлениями о реальности.

Одевание креста

Поверх одежды на умершего, которого хоронят по православной традиции, одевают крест. Он может быть как личным нательным, который носил покойный при жизни, так и специально приобретенным. Если личный крест с тела человека снимали на время вскрытия или осмотра врачами, его следует вернуть, а если креста не было вовсе – взять любой подходящий.

Крест – главный христианский символ, и его ношение является знаком приверженности человека христианству. Одевание креста на покойного обозначает его верность выбранной вере и после смерти.

Народным суеверием является убежденность в том, что крест умершего человека особым образом защищает от смерти. Это, разумеется, не так, ведь никакие "обереги" православная вера не признает и любую магию отрицает. Однако, взять непосредственно перед погребением нательный крест усопшего себе на память можно – это не одобряется церковным каноном, но и прямо не запрещено.

Возложение креста и иконы

Помимо нательного, на умершего также возлагают особый погребальный крест и икону Спасителя или Богородицы. Крест помещают в руки покойного, а икону просто кладут поверх груди. Обычно умершему мужчине стараются положить икону Иисуса Христа, а умершей женщине – Девы Марии, но это не принципиальный вопрос с точки зрения Православия. Крест, помимо всей того же обозначения приверженности покойного христианству, еще и является отсылкой к библейской фразе "нести свой крест", показывая буквально, что человек несет крест до могилы, как до своего места казни нес его Христос. Икона символически взывает к покровительству, хотя традиционное представление о том, что умершим женщинам покровительствует Богоматерь, а мужчинам – Спаситель, уже граничит с суеверием.

Также суеверием является распространенная практика считать такие кресты и иконы оберегами.

Положение венца

Это нечасто встречающийся, однако вполне каноничный элемент погребения по христианской традиции. Погребальный венец символизирует соединение души умершего с Богом, а также напоминает о терновом венце Спасителя при его распятии. Таким венцом символически связывают умершего с Христом, претерпевшим муки для спасения всех людей.

Часто встречающимся суеверием, связанным с погребальным венцом, является утверждение, что его части приносят несчастья и даже могут быть применены для причинения вреда живым людям. Разумеется, с точки зрения Православия это опять есть осуждаемый Церковью магизм в отношении погребальных атрибутов, которого следует избегать.

Положение разрешительной грамоты

«Разрешительной грамотой» традиционно называется специально подготовленный лист с текстом молитвы, которую читает священник в конце отпевания, а затем кладет умершему в гроб. В этой молитве содержатся слова просьбы о прощении грехов умершего и о даровании ему вечной жизни: «...человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь».

Согласно укоренившемуся издавна суеверию, если забрать такую «разрешительную грамоту» с тела умершего, это может повредить покойному, поскольку без молитвы он не получит прощения грехов, зато украденная грамота даст прощение грехов живому. В этом суеверии отчетливо видно языческое представление о магической силе предметов и непонимание основ христианской веры. Согласно православным воззрениям, душе умершего вообще ничто уже не может повредить, поскольку она покинула наш мир, а грехи человека не могут быть отпущены в результате манипуляций с чем-либо материальным, поскольку для Господа значимы только поступки и мысли. Также в этом суеверии видны отголоски католической средневековой традиции торговли индульгенциями.

Укрывание плащаницей

Подготовленное к погребению тело в гробу укрывают плащаницей. Так называется специальная ткань, на которую нашиваются или на которой рисуются крест, образа святых и молитвенные тексты. Плащаница освящается перед положением ее на тело умершего, и служит еще одним символическим связующим звеном между покойным и Спасителем: того тоже укрыли плащаницей, положив во гроб после снятия с креста.

Суеверные люди склонны считать, что погребальная плащаница должна защитить умершего от сглаза и порчи, однако такое утверждение противоречит православию. Согласно православной вере, душа умершего целиком находится в руках Господа, и никакие порчи и сглазы ей не страшны.

Положение в гроб свечей, монет, платков для слёз и прочей атрибутики

Часто встречается поверье, что вместе с умершим следует хоронить свечи, которые горели во время его отпевания. Эта традиция, а также положение в гроб монет, платков, любимых вещей и разнообразной атрибутики – не более чем пережитки языческих верований. Большинство славянских культов предполагали, что умершему надо будет идти в мир мертвых через темный лес и свечи клались мертвецу для освещения дороги, а с помощью разного рода ритуальных предметов он должен был проходить особые испытания. Укоренившаяся в «народном православии» традиция хоронить вместе с человеком какие-либо предметы не одобряется Церковью, однако каноны православной веры не запрещают ее это прямо. Если же волей умершего было погребение его с чем-либо материальным, исполнение ее и вовсе считается благим делом.

Установка креста на могилу

По завершению погребения, когда земля разровнена, поверх могилы умершего христианина обычно ставится крест. Как уже было сказано – это основной символ христианства, и его размещение над захоронением свидетельствует о том, кто похоронен в земле. Крест напоминает о распятии, смерти и воскрешении Иисуса Христа, и символизирует собой надежду умерших на воскресение в вечной жизни. На могиле крест указывает всем живым на то, что каждый даже умерев, христианин может надеяться на спасение. Обычно сразу после погребения на могилу ставят деревянный крест, который спустя время может быть заменен железным или каменным.

В народе существует множество суеверий, связанных с могильными крестами – их используют в гаданиях, наведении порчи, приворотах и заговорах, что, разумеется, жестоко порицается Православной Церковью. Никакие магические практики, связанные с могильными крестами, не имеют отношения к христианской вере.

Поминальная трапеза

Несмотря на то, что сама по себе эта традиция явно имеет языческие корни, она прочно укоренилась и в русской, и во многих других христианских культурах. Собраться за трапезой и вспоминать хорошее об умершем – один из древнейших способов почтить память общего друга или родственника. В то время как языческие поминальные обряды были построены вокруг ритуального поедания специальных блюд и принесения жертв, христианские поминки просто используют еду как повод собраться всем живым, близким умершего, вместе за столом, и никак не регламентируют происходящее.

Поэтому, кстати, суеверием является помещение на столе рюмки водки и куска хлеба для умершего, равно как и вообще выделение для него свободного места. Это многим языческим культурам было свойственно оставлять угощение для мертвецов, чтобы задобрить их, а в православной вере считается, что умерший не присутствует более в материальном мире и не нуждается в материальных вещах, а также ничем не угрожает живым.

Возможно, вам будет интересно:

23 ноября 2020