Закрыть
Екатеринбург
  Смерть и похороны у марийцев

Смерть и похороны у марийцев

Марийцы – это один из финно-угорских народов России. Большая часть марийцев проживает в республике Марий Эл, некоторое их число также есть и в других районах Поволжья. Под данным переписи 2010 года, в Свердловской области и Екатеринбурге проживает 23 800 марийцев, образуя пятую по величине этническую группу области.

Марийцы известны тем, что, вероятно, дольше всех в Европе сохраняли традиционные языческие верования, веками сопротивляясь христианизации и исламизации. В итоге местные религиозные культы победила уже советская власть, причем силовыми методами. Тем не менее, разгром языческого культа марийцев не означал упразднения всех народных традиций. В нашем тексте мы расскажем о похоронных обрядах этого народа.

Какие бывают марийцы?

Мари подразделяются на большое число субэтносов. Наибольшим из них является луговые мари, а кроме них существуют горные мари, северо-западные и восточные, или татарские, марийцы, хотя границы между этими группами нечеткие и некоторые исследователи объединяют их. Так или иначе, многие века жизни в границах российского государства и попытки христианизации «сверху» (за счет миссионеров РПЦ) и «снизу» (за счет смешанных браков), привели к эклектичному смешению православных и языческих элементов в их духовных практиках – в том числе и в погребальных.

В настоящее время среди мари есть люди, которые считают себя православными, но и есть и те, кто называет себя язычниками (последователи традиционного верования), и, конечно, атеисты. Так или иначе, часть народных марийских погребальных обычаев разделяют они все – просто потому, что некоторые элементы этих обычаев мало кому кажутся частью какой-то системы вероисповедания и со стороны могут казаться вполне светской традицией. Более того, значительная часть собственно языческих обрядов за годы советской власти была позабыта, а затем, уже в 1990-х, частично реконструирована усилиями энтузиастов – а где не смогли вспомнить традицию, там её, как водится, выдумывали.

Традиционные похороны

Согласно марийским поверьям, смерть наступает тогда, когда к человеку приходит злой дух Азырен и перерезает ему горло. Само название духа, очевидно, заимствовано марийцами у мусульман Поволжья: в исламе есть ангел смерти по имени Азраил (или Газраил). После этого душа человека должна была отделиться от тела и улететь – а чтобы помочь ей очиститься, рядом с трупом ставили стакан воды, чтобы душа могла «отмыться». После умершего омывали (опять же, скорее всего исламское заимствование) и наряжали в погребальный саван, который включал в себя обувь и головной убор. В наше время эта часть обряда упростилась, так что теперь большую часть предметов погребального гардероба просто кладут в гроб рядом с мертвецом. У различных марийских субэтносов различались сроки похорон: где-то покойного старались погребать в тот же день (как у мусульман), где-то не торопились и сперва держали его дома одну-две ночи (как у местных православных).

Марийцы, как и христиане с мусульманами, хоронили своих мертвых под землю, однако марийские кладбища отличались тем, что над могилами они ставили столбики, а самих мертвых укладывали в гробы не на спину, а на бок, и сворачивали их в позе эмбриона – это пережиток одного из древнейших обычаев архаичных культур, идея которого заключается в том, что уложение мертвеца в позу эмбриона поможет ему быстрее и проще переродиться в новом мире. К слову, нередки смешения традиций в том, что касается похорон: иногда марийцы хоронят людей на боку под крестами и на спине под столбами – в зависимости от того, какие обычаи помнит и чтит та или иная семья.

Кроме того, марийцы сохранили и другой архаичный обычай: они подкладывают покойному в гроб полезные предметы, которые должны пригодиться ему в загробном мире. Главным образом, это одежда, инструменты его профессии, какие-то дорогие покойному ранее личные вещи, иногда украшения. Хотя, разумеется, это не были горы погребальных сокровищ, как можно видеть в кино про египтян или викингов, поскольку марийцы всю свою историю жили весьма небогато.

Погребальные ящики и керемети

Фольклорные экспедиции сообщают об утраченном марийцами, но существовавшем в древности обычае так называемых «воздушных похорон» посредством закрепляемого на жердях или на ветвях дерева гроба. Согласно преданию, так в старину хоронили, например, культурных героев марийского народа – например, Ош Пандаша, марийского князя XV века. Эти подвесные погребальные ящики якобы раньше украшали собой кемерети – священные рощи мари – но затем уступили привычным нам ныне подземным похоронам по мере христианизации региона. В кемеретях мари можно увидеть эти ящики и сейчас – некоторые верят, что в них находятся покойные, однако в действительности эти контейнеры слишком малы, чтобы уместить в них даже человеческий скелет, не то что целое тело. Более того, в назначении ящиков уверены далеко не все респонденты. Так или иначе, их продолжают изготавливать по сей день, хоть теперь они уже имеют и совсем не практическое значение.

Другое дело – сами священные рощи, кемерети. Как и прежде, они играют важную роль в духовной жизни марийцев, придерживающихся традиционных верований. Согласно некоторым традиционным поверьям, души умерших превращались в птиц, чтобы наблюдать за потомками и сторожить священные рощи – а помогает им в этом легендарный богатырь по имени Кугуен. Примечательно, что в нижегородской области по сей день существует священная роща, за которой, согласно мнению марийцев многих окрестных деревень, приглядывает последний языческий жрец, ухаживавший за ней при жизни и оставшийся здесь после смерти.

В том числе по этой причине у марийцев сохраняется обычай приносить в священные рощи еду – в частности, блины, которые они развешивают на ветвях деревьев. В этих же рощах они устраивают совместные трапезы – т.е. пируют вместе со своими покойными предками. А поскольку живые должны есть и за мертвых, то при этом необходимо съесть всю пищу, что была принесена в рощу. Хоронили ли мертвых непосредственно в священных рощах, мы не знаем, – сейчас этого, скорее всего, не делают, но уже по административным соображениям, т.к. в Российской Федерации запрещено хоронить мертвых на земле, не предназначенной законом для захоронений.

Любопытно, что поскольку марийцы верят в превращение духов мертвых в птиц, они не считают, что должны бережно относиться к их телам, которые вскоре после смерти якобы превращаются в не более чем пустые оболочки. Также у них не принято сопровождать похороны и поминки какой-либо пышностью, столь присущей соседствующим с ними христианам и мусульманам. Также марийцы не верят, что духи предков могут вернуться в дома и как-то иначе ходить среди живых: с их точки зрения, все мертвецы «живут в лесу». Благодаря этому марийцы, однако, по-особенному относятся к лесу, всячески его оберегая. Не даром одна из древних марийских поговорок гласит «мариец лес оберегает, марийца бог охраняет».

Возможно, вам будет интересно:

18 мая 2020