Закрыть
Екатеринбург
  Представления христиан о загробной жизни

Представления христиан о загробной жизни

Посмертная судьба человека занимает важное место в христианской доктрине. Немало канонических и апокрифических текстов в деталях описывают, какие испытания ждут душу умершего на том свете, какие наказания предназначены для грешников и что такое райское блаженство. Однако различные деноминации по-своему отвечает на этот вопрос. В этом материале мы приведем краткое описание и сравнение православных и католических представлений о посмертном существовании человека.

Православие: воздушные мытарства

В православной традиции считается, дорога к престолу Бога занимают у души умершего 40 дней. Особое значение отводится третьему, девятому и последнему из 40 дней. За это время она наблюдает райские блаженства, мучения грешников в аду и наконец предстает перед Богом на частном суде. В этот 40-ой день после смерти Господь определяет ее дальнейшую судьбу.

Особое значение в православной культуре заняла концепция мытарств. Она восходит к сочинению X века, «Житию преподобного Василия Нового». В них описаны видения преподобного Григория, ученика преподобного Василия Нового, о препятствиях, которые прошла служанка его учителя, Феодора, во время своих путешествий в преисподней. Она поведала, что с рождения человека ангелы и бесы ведут учет его добрых деяний и проступков. После того, как душа умершего во второй раз предстает перед Божьим престолом, ангелы спускают ее в ад, где она может наблюдать мучения грешников. На обратном пути душа должна преодолеть 20 мытарств, на каждом из которых бесы проверяют ее на наличие тех или иных неотпущенных грехов. Если количество добрых дел перевешивает – то усопший переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят ее в ад. Помочь покойному преодолеть мытарства могут молитвы живых.

Третины

Каждому из трех дней на пути к Богу в православной традиции отводится особое значение. Третий день имеет непосредственное духовное отношение к воскресению Христа на третий день после его смерти на кресте и символизирует победу вечной жизни над смертью. В этот день душа возносится на небеса и в первый раз предстает перед Господом для преклонения.

В течение этих первых дней душа покойного все еще пребывает на земле рядом со своим бренным телом. Она посещает места, где человек любил бывать при жизни или мечтал побывать перед смертью и в последний раз навещает родных и близких. В народе также верят, что душа приземлённого человека в отличие от души добродетельной осматривает свои земные владения: машину, квартиру, загородный дом или просто дорогие предметы обихода. Во время скитаний ее сопровождают два ангела.

Девятины

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. Поминовение на девятины совершается в честь девяти чинов ангельских, которые ходатайствуют о помиловании преставившегося. После третьего дня душа в сопровождении ангелов созерцает райские обители. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Наконец на девятый день она предстает перед Господом для поклонения. Созерцая райские блаженства, душа избавляется от земных страданий и скорби и готовится принять Вечную жизнь. Встреча с Богом для добродетельной души становится несравненным блаженством, в то время как для грешника стыд и сожаление превратят эти шесть дней в адские муки.

Сороковины

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В 40 день душа новопреставленного после пребывания в аду в третий раз поставляется ангелами пред Богом, который отводит ей место до Страшного Суда и окончательного определения вечной загробной участи.

Хотя в Библии не указаны факты поминовения новопреставленных в сороковой день, однако число 40 встречается во многих ветхо- и новозаветных сочинениях. Сорок дней соотносится с историей о десяти заповедях, когда Моисей после сорокадневного поста удостоился беседовать с Господом и получил от него скрижали Завета. Через сорок дней после своего воскресения Иисус вознесся к Богу.

Католицизм: 9 кругов Ада

Католическое учение трактует ад как как состояние крайнего одиночества, абсолютного отсутствия любви к ближнему и к Бога. Всем известная модель ада, состоящего из 9 кругов, не имеет отношение к библейскому канону и является литературной интерпретацией преисподней с точки зрение католицизма. Она была впервые описана в «Божественной комедии» Данте Алигьери (XIIIв.). Однако с тех пор его концепция завоевала всемирную известность, и многие христиане действительно представляют себе ад именно так.

Первый круг или Лимб, по сути, является не Адом, а скорее преддверием преисподней. Здесь пребывают души благочестивых людей, которые умерли некрещеными, в том числе античные философы и поэты, страдая от безболезненной скорби отлучения от бога. Кроме того, Лимб служил обиталищем ветхозаветных праведников и пророков, однако после смерти и воскресения Христа им было позволено вознестись в рай.

На втором кругу томятся блудники, которых в кромешной тьме носит над бездной нескончаемая буря. Уровнем ниже под дождем и градом гниют обжоры и гурманы. Обитатели четвертого круга – скупцы и расточители, – подобно античному Сизифу обречены на перетаскивание с места на место огромных тяжестей. Гневные вечно дерутся в Стигийском болоте, топча тела ленивых и унылых, на пятом кругу. Еретики Шестого круга томятся в раскаленных саркофагах. На седьмом кругу мучаются убийцы, насильники и тираны. За ними следуют обманщики всех родов, которых наказывают бичеванием, кипением в смоле, потрошением и болезнями. Наконец то девятый круг отведен предателям, которые вмерзли в лед и испытывают вечные муки холодом.

Частный Суд

Узрев райское блаженство и адские мучения, душа возвращается к Божьему престолу, чтобы получить вердикт о своей посмертной участи. Господь внимательно изучает все земные дела покойного, а ангелы и бесы пытаются убедить его в том, что она заслуживает той или иной участи. В зачет также идут молитвы, которые после смерти за усопшего возносила Церковь и его родственники. В зависимости от того, какие деяния перевешивают – добрые или плохие – Бог определяет, где предстоит пребывать душе до Страшного суда.

Страшный Суд

Концепция всеобщего воскресения и Страшного суда занимает одно из первостепенных мест в Христианстве. Новый завет подробно описывает, что случится с людьми после Второго пришествия Христа: умершие восстанут и вместе с живыми вновь предстанут перед Богом для вынесения окончательного приговора. Христиане будут судимы по своей вере, а нехристиане (за исключением еретиков) – в соответствии с законом совести и естественным нравственным законам. После разделения праведников и грешников, первые обретут вечное блаженство с богом, а вторые – бесконечные страдания, связанное с отлучением от Бога.

Возможно, вам будет интересно:

9 февраля 2021