Закрыть
Екатеринбург
  Придорожные кенотафы в России

Придорожные кенотафы в России

В нашей стране на проселочных дорогах и, реже, в пригородах, можно в большом количестве увидеть памятные таблички на деревьях и колышках, в также траурные венки, а иногда даже сооружения, напоминающие памятники. Всё это, строго говоря, и есть памятники, а точнее - кенотафы, т.е. надгробия без захоронений под ними, памятники людям, которые погибли здесь, но были похоронены где-то в ином месте. Многие могли слышать из российских СМИ, что в последние годы наши власти решили начать бороться с придорожными кенотафами - однако что именно в них плохого или вредного с точки зрения властей? Этому вопросу и будет посвящен наш материал.

Что такое придорожный кенотаф

Придорожными кенотафами у нас называют любой памятник, под которым нет могилы и который сооружен на дорожной обочине – как правило, его воздвигают родные и близкие разбившегося водителя или, реже, пешехода, погибшего в ДТП. Уточним: настоящих захоронений под придорожными кенотафами нет, мертвецы лежат на кладбищах, а придорожные кенотафы просто отмечают место их гибели. Сделать захоронение на обочине дороги законы РФ не позволяют, а если бы оно было действительно осуществлено, это вызвало бы серьезные вопросы у правоохранительных органов.

Чем может быть придорожный кенотаф? Чаще всего это просто венок из искусственных цветов, реже - табличка с именем и датами жизни погибшего, однако подчас наши сограждане возводят целые языческие капища из покрышек, бамперов, икон, деревянных столбиков и, что особенно странно, CD- и DVD-дисков с русским шансоном. Российские антропологи, которые уже много лет изучают данный феномен, пишут и о многих других поразительных прецедентах.

Здесь нужно отметить, что вообще всякого рода придорожные памятники можно найти почти по всей Восточной Европе: их предостаточно в Белоруссии, Украине, Литве, Польше и т.д. Отечественная специфика заключается в том, что в нашей стране кенотафы у обочин мало того, что крайне многочисленны, но и слишком часто обретают гротескный вид.

Сейчас уже не вполне ясно, когда конкретно в нашей стране зародился обычай сооружать памятники вдоль обочин, но в качестве некоторого ориентира можно положиться на кинофильм Василия Шукшина «Живёт такой парень»: эта лента вышла в 1964 году, и там есть эпизод, где персонажи останавливаются возле придорожного кенотафа. А раз этот эпизод был понятен поколениям советских граждан, живших в 1960-х, то логично предположить, что это явление уже было достаточно широко распространено. Итак, можно констатировать, что традиция установки придорожных памятников насчитывает уже больше шестидесяти лет - и это как минимум. Однако при этом также необходимо отметить, что только в перестроечные и постсоветские годы — это явление становится по-настоящему массовым. Более того, согласно данным научных исследований, большая часть тех придорожных кенотафов, что стоит сегодня, была возведена в течение нулевых годов.

Почему кенотафы ставят вдоль дорог

Придорожным кенотафам (и другим странным традициям) посвятили несколько работ российские ученые Анна Соколова (антрополог) и Евгений Софронов (этнограф). Они отмечают, что духовные поиски девяностых приводили людей не только в традиционные религии и в новые религиозные культы, но и к самостоятельному изобретению духовных практик, зачастую весьма экстравагантных. Придорожные кенотафы относятся к одной из таких практик: они встречаются во всех регионах РФ, причем где-то их украшают крестами, где-то - полумесяцами, хотя сама традиция не имеет отношения ни к христианству, ни к исламу. Более того, и христианские и мусульманские священнослужители настаивают на том, что сама по себе идея о том, что душа покойного якобы возвращается к месту смерти или вовсе живет там вечно, восходит к популярному кино, а не к канонам авраамических религий.

Но если нет никакой религиозной традиции, которая диктовала бы установку кенотафов именно вдоль дорог, то почему же тогда повсеместно распространены именно придорожные кенотафы? Самый простой ответ здесь и оказывается верным: кенотафов не найти на заводах, тротуарах, в парках или на детских площадках, потому что из всего перечисленного только обочина пригородной дороги ощущается людьми как «ничья» земля. И тот неоспоримый факт, что их памятники могут простоять нетронутыми десятки лет, лишь утверждает их в этом мнении. Тут стоит сказать больше: многие ритуальные агентства и поставщики тех или иных сопутствующих товаров имеют в своих прейскурантах «придорожный памятник» как отдельный подвид товара. Иными словами, в нашей стране это явление достигло столь значимых масштабов, что сформировало целое отдельное торговое предложение. Но насколько установка этих памятников легальна?

С одной стороны, может показаться, что как минимум раньше это было легально, раз только сейчас власти начали активно с практикой бороться. На самом же деле все гораздо сложнее. Строго говоря, этот вопрос просто оставался неурегулированным на протяжение многих лет. То, что юридического запрета не было, еще не значит, что кенотафы можно было устанавливать, потому что для размещения любого сооружения нужно не просто отсутствие запрета, а правовая база – и вот как раз она в данном случае отсутствовала. Таким образом, с юридической точки зрения придорожных кенотафов просто не существует: их могут снести коммунальщики во время дорожных работ или просто хулиганы – авторы памятника никак не смогут этому противодействовать.

Кому и чем мешают кенотафы

Доводов против установки памятников вдоль дорог три. Первый заключается в том, что они отвлекают внимание водителей и создают таким образом опасные ситуации на дорогах. Во-вторых, они навевают весьма невеселые мысли, повествуя о трагической гибели, а езда по российским дорогам - дело и без того весьма стрессовое, так что делать его еще более тревожным резона нет. В-третьих, придорожные кенотафы создают неблагоприятную атмосферу для жителей близлежащих поселений, ведь многие из них размещаются прямо на деревенских улицах. Здесь важно помнить, что люди не зря стали огораживать кладбища заборами и обсаживать деревьями - никто не хочет смотреть на погост 24 часа 7 дней в неделю. Увы, устанавливая придорожные кенотафы, мало кто интересуется мнением жителей окрестных деревень и дачных поселков: а хотят ли они жить на кладбище?

Возможно, вам будет интересно:

17 июня 2020