Похоронный краудфандинг
В 2010-х годах развитие Всемирной Сети привело к рождению краудсорсинговых и краудфандинговых платформ. Сам принцип краудсорсинга и краудфандинга, разумеется, не представляет собой чего-то нового: взаимопомощь и финансовая кооперация человеческому обществу отнюдь не в новинку, однако Интернет позволил вывести эти способы низовой кооперации на новый уровень, так как теперь люди получили возможность находить соратников и жертвователей для какого-либо дела не только среди своих родных и близких, но по всему миру.
Порталы краудсорсинга и краудфандинга предоставляют возможность по созданию интернет-страницы, где авторы некого проекта описывают, что и зачем они собираются сделать и сколько это будет стоить, а все желающие могут либо предложить им помощь, либо пожертвовать какую-то сумму средств – иногда возмездно (т.е. с обещанием неких благ в будущем, хотя и без гарантий), иногда в порядке благотворительности. Одними из первых этот инструмент стали активно использовать создатели независимого кино и прочие работники творческих профессий для сбора средств на создание независимых произведений, но вскоре к краудфандингу проявили интерес и крупные компании: для них сбор средств на выпуск какого-либо продукта стал способом заранее выяснить, есть ли спрос на товар, который они только собираются разрабатывать и выпускать на рынок. Так или иначе, несколько лет спустя пользователи интернета стали организовывать кампании по сбору средств на что угодно: на путешествия, на свадьбы, на образование. Не удивительно, что вскоре появились и кампанию по сборы средств на похороны.
Похоронный краудфандинг
Прежде всего, следует понимать, что и сама по себе идея кооперации в организации похорон - стара как мир. Ритуальные агентства возникли сравнительно недавно, а до того погребение организовывалось силами родственников, друзей и соседей: кто умел, тот мастерил гроб, у кого были силы, тот копал могилу, другие же принимали роли плакальщиков и плакальщиц, носильщиков, наряжальщиков и так далее. В одних странах этот порядок держался до самого ХХ века (например, в России), в других исчезал раньше, но главная мысль, которую из этой истории можно вынести, заключается в том, что ни в одной стране и ни в какие времена похороны не были чем-то, с чем семья ожидала справиться в одиночку. Но новые времена и новые условия жизни требуют новых способов кооперации - и здесь нам на помощь приходит краудфандинг.
Согласно данным, публикуемым СМИ, первая успешная кампания по сбору средств на погребение была осуществлена в США в 2010-х годах. Следует напомнить, что в Штатах погребение в среднем обходится в сумму от 7000 до 10000 долларов, что очень много даже с учетом местных зарплат, так что не удивительно, что сбор средств на похороны востребован с точки зрения очень многих семей (особенно тех, которые не могли позволить себе страховку). Отметим, что большинство пользователей, которые пользуются интернет-краудфандингом для сбора средств для похорон, не надеются привлечь много средств из-за пределов своего круга общения – для них эта технология просто становится способом удобно и централизованно организовать сбор средств среди тех, кто и так хотел бы помочь, но мог бы испытать с этим затруднения - например, потому что проживает в другом штате. Однако, как сообщают респонденты из числа автором подобных краудфандинговых кампаний, примерно один из двадцати-тридцати жертвователей действительно оказывается посторонним человеком, который случайно увидел кампанию и просто решил помочь.
Сперва кампании по сбору средству на похорону начали создаваться на краудфандинговых платформах вроде GoFundMe, Youcaring или Crowdrise, однако довольно быстро в этой сфере возникли специализированные платформы, которые помогают пользователям собирать средства именно на ритуальные цели – примером такой является FuneralFundMe. В настоящее же время эти специализированные платформы заключают договора с ритуальными агентствами с тем, чтобы улучшить кооперацию между ними и переводить средства напрямую. Следовательно, нанимая услуги какого-либо ритуального агентства, клиент сразу же с его помощью может создать кампанию по сбору средств. Более того, если краудфандинговый портал и похоронное бюро сотрудничают уже достаточно давно, то ритуальные агенты могут помочь клиенту организовать кампанию наиболее эффективным образом. Мы можем полагать, что уже в ближайшее время вместе с дальнейшим распространением ритуального краудфандинга всё больше ритуальных агентств начнут включать организацию кампаний по сбору средств на похороны в списки своих стандартных услуг, а также в прижизненные договора.
Все основания для таких ожиданий есть: исследования рынка показывают, что каждый год число людей, жертвующих средства в рамках похоронных краудфандинговых кампаний, растет. Итак, обобщим те плюсы, которые публика видит в погребальном краудфандинге.
- Он позволяет быстро и централизованно организовать сбор средств, привлекая помощь даже от тех родных и друзей, которые отделены от вас большими расстояниями.
- Он дает возможность подключить к кампании друзей ваших друзей и дальних родственников, с которыми вы сами, быть может, не общаетесь и с которым иными способами не смогли бы установить контакт.
- Он предоставляет возможность заведомо рассчитать бюджет похорон, вносить коррективы в планируемые расходы по мере того, как развивается кампанию по привлечению средств.
Проблемы и вызовы
Безусловно, как и все новые технологии и практики, погребальный краудфандинг не лишен проблем и минусов. Далее кратко перечислим наиболее очевидные из них. Во-первых, чаще всего эксперты, говоря о перспективах и текущем состоянии краудфандинговых похорон, упоминают такую проблему, как отказ от страхования жизни и здоровья. Дело в том, что, как полагают специалисты в этой области, СМИ склонны преувеличивать успешность краудфандинговых похорон и их потенциал, откуда у рядовых граждан могут развиться нереалистичные ожидания, которые, в свою очередь, могут привести к тому, что они всецело положатся на краудфандинг и откажутся от страховок. Эти опасения звучат вполне резонно, однако насколько масштабным окажется подобное полагание на «авось», может показать только время.
Далее, в проблему может выродиться и гипотетически возможное излишне тесное сотрудничество между похоронными бюро и краудфандинговыми платформами. Например, существует шанс, что ритуальные агентства, получив все данные и контроль над ходом кампаний по сбору средств, начнут корректировать цены своих товаров и услуг таким образом, чтобы бюджет всегда выходил в ноль – иными словами, чтобы все собранные деньги были во что бы то ни стало потрачены до копейки вне зависимости от их количества.
Еще одной проблемой может стать фальсификация кампаний. Такое выявлялось уже не раз в тех же Соединенных Штатах, когда очередная кампания по сбору средств на похороны на деле оказывалась мошенничеством: либо у авторов в действительности никто не умирал, либо таки умер, то уже давно погребен. Так или иначе, организаторы планируют сбежать с собранными деньгами и потратить их не по назначению. Наличие договора с ритуальной кампанией при этом не является гарантией: мошенники могут обмануть похоронное бюро точно так же, как и публику, оставив его разбираться с одураченными жертвователями.
И напоследок отметим, что потенциал краудфандинга всегда плотно привязан к законодательству той или иной страны. Рассуждая над тем, насколько он подходит лично вам, следует принимать в расчет ряд принципиально важных соображений, которые будут изложены далее:
- Во-первых, закон может требовать, чтобы все кампании по сбору средств – в том числе на похороны, обязательно велись от имени юрлица или ИП. А если у вас его нет, то вы вряд ли захотите создавать его по такому поводу.
- В некоторых странах пожертвования подобного рода будут подвержены налогообложения – обязательно уточняйте этот вопрос у юриста, потому что в противном случае у вас могут начаться большие проблемы с законом, вплоть до открытия уголовного дела.
- Помните о том, что денежные переводы с индивидуальных счетов, а затем – с платформы на счета ритуальных агентств, могут сопровождаться транзакционными комиссиями - об их размерах следует выяснить всё заранее.
- Наконец, необходимо иметь в виду, что большинство краудфандинговых сервисов вычитает в свою пользу какую-то долю изо всех собранных средств.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: