Похоронное дело в Российской империи
В большинстве мировых культур похороны исстари являлись уделом всего локального сообщества. В такой трагедии на помощь приходили как близкие, так и самые дальние родственники, соседи и даже малознакомые сельчане: плотники и столяры брались за изготовление гроба, физические крепкие мужчины – за копку могилы, в то время как остальные помогали семье с омыванием тела покойного и готовкой поминального пира. Немалую роль в процессе играла и церковь, которая совершала над умершим последние обряды и предоставляла земельный участок для погребения на местном кладбище.
Однако долгое время захоронения производились достаточно беспорядочно, а основными факторами, определяющими место последнего упокоения, являлись социальная иерархия и доступная территория. Благородные и богатые удостаивались места у стен храма или в его подполе, в то время как людям из менее состоятельных семей приходилось довольствоваться окраинами погоста. Спустя пару лет их могилы использовались вновь для повторного захоронения, превращаясь со временем в многоуровневые могильники. Однако при желании его семья могла попытаться улучшить незавидное положение умершего на том свете – достаточно было заплатить некоторую сумму священнику, чтобы он составил и вложил в руку мертвеца особый документ, «райским паспорт». Эта бумага была адресована Николаю Угоднику и удостоверяла, что почивший исповедовал христианскую веру, жил честно и по закону, в своих грехах исповедался и получил отпущение, а потому заслужил место в раю и должен быть пропущен без мытарств и божьего суда.
Не существовало никаких порядков, которые бы регулировали правила исполнения завещания. Записана ли последняя воля рукой умершего или нет, стояла ли на бумаге его подпись, - все это зачастую не имело значения, пока хотя бы один свидетель мог поручиться за то, что почивший был слишком слаб и болен для письма.
Первые шаги по регламентации похоронного дела
Государство на народные обычаи долгое время смотрело сквозь пальцы – в конце концов, кесарю кесарево, а Богу – божье. Первые попытки урегулировать порядок погребения относятся только к XVII, когда рост городов и отсутствие какого-либо санитарно-эпидемиологического контроля привело к возникновению массовых эпидемий и моровых поветрий, которые уносили десятки тысяч жизней в краткие сроки. Связав распространение болезней с бесконтрольными захоронениями тел инфицированных больных, власти постепенно начали вводить различные запреты и ограничения, призванные упорядочить похоронную сферу. И пионером в этом процессе стала Москва. В середине 1650-х в городе было запрещено хоронить умерших на территории Кремля, а также был установлен ряд требований к разметке кладбищенских территорий и их границ.
Следующий этап регламентации похоронного дела начался при Петре I. Были введены ограничения на время захоронения, материалы, используемые для изготовления гробов, порядок траурного шествия и погребения представителей дворянства и высокопоставленных лиц. Так, похороны с этого времени можно было производить только на третий день, а гробовщикам было запрещено использовать в своем деле дуб или сосну – т.е. древесину, наилучшим образом подходящую для строительства судов.
Усиление государственного контроля за порядком захоронений
В последующие годы в связи с нехваткой территорий для захоронения кладбища в крупных городах постепенно стали смещаться к окраинам: старые засыпались землей, а вокруг приграничных церквушек возникали новые. Этот процесс приобрел массовый характер при Екатерине II. В итоге Чумного бунта 1770-1772гг. был издан указ, прямо запрещающий произведение погребений в городской черте. Только в Москве возникло более десятка новых кладбищ, в том числе Ваганьковское, Даниловское и Преображенское.
Несмотря на все принятые меры, вплоть до XIX века похоронной сферы как таковой, по сути, не существовало. Прицерковные погосты не имели планировки и разрастались произвольно, зачастую даже в нарушении установленных норм, особенно в местах, где власти не могли проконтролировать их исполнение. В лучшем случае за могилами ухаживали семьи умерших, а ни о каком благоустройстве кладбища не шло никакой речи. Изготовление ритуальной атрибутики, в частности гробов и надгробий, оставалось побочным занятием каменщиков и плотников, а похоронами по большей части продолжала заниматься церковь.
Реформы ритуальной сферы XIX века
Хотя попытки взять контроль за кладбищенской деятельностью продолжались и в XIX веке, они имели очень ограниченный успех. Государство установило минимальное расстояние от кладбищ, на котором разрешалось возводить жилые здания, нормативную глубину захоронение. Кроме того, запрещено было использовать старые захоронения в качестве пашни – что само по себе свидетельствует о том, насколько такое использование кладбищенской земли было распространено.
В 1889 году был принят Врачебный устав, который поручал организацию и благоустройство кладбищ могильным артелям. Доход от рытья могил был разделен между церковью и могильщиками: 2/3 шло духовникам, а оставшаяся сумма – артелям. Однако несмотря на то, что уход за могилами и территориями погостов был возложен на профессиональные организации, степень их ухоженности никак не изменилась: даже городские кладбища не имели планов с делением на участки, что уже говорить о сельских. Единственными учетными документам, в которых можно было найти список захороненных в некрополе, оставались церковные метрические книги, не отличающиеся надежностью или информативностью. Помимо всего прочего, отсутствовал какой-либо контроль деятельности артелей и церквей, и таким образом, большая часть средств, направленных на благоустройство могил, до самих захоронений почти никогда не доходила.
Ритуальные услуги в Российской империи
Возникновение первых российских ритуальных агентств относится к концу XIX века. Они принципиально отличались от современных похоронных служб тем, что придерживались «сословного» принципа захоронения, при котором погребение делилось на разряды или чины. Каждый чин захоронения соответствовал определенному сословию, и рассчитывать на похороны по чину, например, дворянства, городской рабочий не мог. С момента возникновения между ритуальными агентствами возникла жесточайшая конкуренция. Поскольку плата за организацию погребения могла превышать 1200 рублей, при встрече похоронных агентов, представляющих разные компании, за право предать усопшего земле в его доме нередко развязывались кровавые потасовки.
Ранние ритуальные службы предлагали населению следующие услуги и товары:
- Гробы из разных видов древесины и различной степени обработки;
- Прокат катафалков или дрогов (погребальная повозка без кузова);
- Транспортировка гроба с телом
- Церковная служба: отдельное или общее отпевание, литургия и пр.;
- Различные ритуальные принадлежности: венки, кресты, вино и просфоры для отпевания, ельник;
- Услуги читальщиков, факельщиков, певчих и т.д.
Возможно вам будет интересно:
Дополнительная информация: