Могилы знаменитостей в Свердловской области
Во все времена Урал и его крупнейший регион – Свердловская область – играли важную роль в истории России. Здесь, через небольшой город Верхотурье, проходила старинная Бабиновская дорога, в течение XVI и XVII столетий являвшаяся главнейшим маршрутом между европейской частью страны и Сибирью, пока в XVIII веке через Екатеринбург не был проложен Большой Сибирский тракт и, затем, Транссибирская железнодорожная магистраль. На «плечах» первых горно-металлургических заводов Среднего Урала, не имевших на момент своего основания зарубежных аналогов, строилась российская горная промышленность, а их потомки сегодня являются крупнейшими промышленными предприятиями в стране. Во время Великой Отечественной войны в Свердловскую область было эвакуировано около 200 оборонных заводов и большое количество переселенцев со всей страны, из-за чего ее нередко почтительно именуют опорным краем державы. Значителен вклад региона и как научно-просветительского и культурного центра.
С учетом сказанного, неудивительно, что именно Среднему Уралу Россия обязана целой плеядой выдающихся деятелей науки, культуры и политики, которые в свое время оказали огромное влияние на ее историческое развитие. Многие из них нашли здесь и последнее упокоение.
Пётр Васильевич Рудановский – деятель медицины, многопрофильный врач
Уничтоженный погост при бывшей Введенской церкви, Нижний Тагил
Роль Петра Васильевича Рудановского в истории медицины невозможно переоценить. Специалист поистине широкого профиля – гистолог, невропатолог, офтальмолог, терапевт, хирург – Рудановский на протяжении 20 лет возглавлял Демидовский заводской госпиталь, многие десятилетия являвшийся одним из крупнейших медицинских учреждений на Среднем Урале. Его перу принадлежат более 50 научных трудов в области гистологии нервной системы и хирургии глаз, которые публиковались не только в России, но и Западной Европе, в том числе в изданиях Парижской академии наук, и заслужили ему большую известность в медицинском мире XIX века. Кроме научной деятельности и практической работы врача, Петр Васильевич также активно занимался развитием земской медицины в регионе: он основал нижнетагильскую фельдшерскую школу, а также «Лекарственную школу» для обучения выпускников медицинских вузов. По его инициативе в городе был учрежден Санитарный комитет по борьбе с эпидемиями, - лучшая санитарная организация Среднего Урала, - анатомо-гистологическая лаборатория и медицинская библиотека.
За выдающиеся достижения в области медицины, Казанский университет присвоил Петру Васильевичу звание доктора медицины без защиты диссертации, а Санкт-Петербургская Академия Наук присудила ему премию Рклицкого. Отмечена его деятельность была и западным миром: в 1869 году Парижская Академия Наук удостоила его Монтионовской премией и избрала членом-корреспондентом организации.
Рудановский скончался в 1888 году и был с почетом захоронен в ограде нижнетагильской Введенской церкви. К сожалению, его могила до наших дней не сохранилась: в 1936 храм был снесен большевиками, а кладбище сравняли с землей бульдозерами. На его месте осталась только старинная богадельня, в здании которой сегодня располагается городской отдел Управления ФСБ по Свердловской области.
Михаил Павлович Крамской – скульптор-монументалист
Центральное (Рогожинское) кладбище, Нижний Тагил
Михаил Павлович Крамской родился в предместьях города Белева в Тульской области, но подлинную родину нашел в Нижнем Тагиле. Его юность прошла в Ленинграде, где он получил прекрасное художественное образование под руководством вице-президента академии художеств СССР скульптора-соцреалиста М.Г. Манизера вместе с такими классиками советской скульптуры и живописи как И.Г. Першудчев и Г.Д. Гликман. После тяжелой контузии, полученной при обороне Ленинграда, Крамской был эвакуирован в Нижний Тагил. Здесь началась его художественная карьера: хотя на выставках он начал выступать еще в 1938, настоящую известность в мире искусства ему принес горельеф «Урал кует победу», на выставке 1943 года «Оружие – фронту». Михаил Павлович принял непосредственное участие в открытии нижнетагильского Музея изобразительных искусств и Уральского училища прикладного искусств, являлся членом Градостроительного совета города и состоял в правлении регионального отделения Союза Художников. За большой вклад в культурную жизнь Нижнего Тагила Крамской был удостоен звания Почетного гражданина города.
Умер скульптор в 1999 году. Его останки покоятся на Рогожинском (Центральном) кладбище Нижнего Тагила в простой неприметной могиле рядом с городским мемориалом Воинской Славы. На серой мраморной плите – вставка с портретом Крамского, под которой выгравированы его полное имя, даты жизни и слова «Почетный гражданин города»
Юрий Сергеевич Борисихин – полярный путешественник и журналист
Коптеловское кладбище, село Коптелово
Юрий Сергеевич Борисихин, прожил долгую и наполненную приключениями жизнь. Журналист и путешественник, он участвовал во множестве опасных экспедиций в горах Приполярного Урала и за полярным кругом и тщательно документировал свой опыт – эти материалы публиковались в екатеринбургской газете «Уральский следопыт». Первую известность ему принесла полярная экспедиция 1982-1983 гг., когда он в составе отряда из шести человек, двигаясь на собачьих упряжках, совершил переход от самого восточного населенного пункта, села Уэлен, до Мурманска. Особенностью этого уникального путешествия было то, что маршрут экспедиции пролегал вдоль арктических берегов России и протянулся более чем на 10 тысяч километров. Путешественники ночевали под открытым небом вместе с собаками и использовали в пути традиционную ненецкую одежду из оленьего меха.
Но именно вторая экспедиция под названием «Рубежи» занесла имя Борисихина в историю. За четыре года Юрий Сергеевич, первый и единственный человек, кому это удалось, совершил обход всей территории Советского Союза по периметру его границ. Самым известным эпизодом этого путешествия стало восхождение на пик Ленина – одной из высочайших вершин СССР (7134 м) – на собачьих упряжках. Оно впоследствии было занесено в Книгу рекордов Гиннеса как первая экспедиция на ездовых собаках, покорившая высоту 6,4 тысячи метров над уровнем моря. В ее честь Борисихин назвал открытый им же в 1987 году клуб ЮНЕСКО – один из первых клубов этой организации в СССР.
Юрий Сергеевич скончался в 2015 году. Прощание с журналистом прошло в Театре юного зрителя в Екатеринбурге, где он проработал всю жизнь, однако в соответствии с его последней волей, захоронен он был на погосте в родном селе Коптелово, к северо-востоку от Уральской столицы.
Александр Константинович Козлов – сооснователь рок-группы «Агата Кристи»
Городское кладбище №2, Асбест
Одна из наиболее популярных в стране рок-групп 90-х годов берет свое начало в 1985 году в Свердловске – здесь студенты радиотехнического факультета Уральского политехнического института, Вадим Самойлов, Петр Май и Александр Козлов, собрались вместе, чтобы основать музыкальный коллектив под незатейливым названием ВИА «РТФ УПИ». Три года спустя на его основе появилась группа «Агата Кристи». Именно Козлову принадлежит идея этого названия, по популярной версии, из-за того, что ее инициалы совпадают с его собственными.
Александр Константинович, врач по образованию, клавишник, композитор и основной аранжировщик мелодий по профессии, написал музыку ко многим знаменитым песням «Агаты Кристи». В их числе: «Коммунальный блюз», «Танго с дельтапланом», «Его там не было», «Нисхождение», «Вечная любовь», «Моряк» и «Ковер вертолет». Кроме того, он работал и над сольными проектами: в 1994 году вышел его инструментальный альбом «Ковёр-вертолёт». Его смерть нанесла серьезный удар по группе, от которого она не смогла оправиться. В начале двухтысячных популярность «Агаты Кристи» пошла на спад, а в 2010 году группа распалась. В течение многих лет после его смерти вплоть до последних лет существования коллектива все клавишные партии Козлова исполнялись электронным секвенсером.
Похоронен Александр Козлов на родине, в городе Асбесте. Его останки покоятся на городском кладбище №2 под черной мраморной плитой. Сверху установлен гранитный памятник с поясным портретом музыканта на фоне белой клавиатуры. Вокруг композиции разбита клумба, окруженная квадратным белым бордюром из мрамора. Посещая могилу Козлова, на ней всегда можно увидеть оставленные скорбящими фанатами цветы и букеты.
Возможно, вам будет интересно:
- Что такое мортсейф
- Кладбища будущего. Наиболее «яркие» футуристические проекты некрополей
- Что такое эпитафия
Дополнительная информация: