Как объяснить ребенку, что такое смерть
Мир так устроен: люди умирают. Причем все – и близкие, и дальние, и чужие, родные. Иногда со смертью приходится сталкиваться лицом к лицу в самом юном возрасте, и хорошо, если рядом есть взрослый, который может облегчить это знакомство. В нормальной жизни ребенку не должно быть дела до болезней, смерти и страхов, однако гибель кого-то из родственников может вплотную поставить перед ним очень серьезные вопросы.
Вопросы не для детей
Самые маленькие дети уже тянутся к знаниям. Чем старше возраст ребенка, тем большим числом вопросов об устройстве мира он заваливает родителей, и их долг – не дать детской любознательности пропасть втуне. К сожалению, и времени, и знаний взрослых может на это не хватать. Порой даже самые маленькие дети могут задаваться вопросами, на которые нет ответа и у философов: «А куда попадают после смерти?», «А наша бабушка в Аду или в Раю?», «А что такое смерть?..» Разумеется, простых ответов на такие вопросы не существует, но хуже всего, если родители даже не попытаются на них ответить, отделываясь дежурными отговорками. Как утверждают психологи, искренний, и по возможности детальный, разговор о сложных темах – например, о смерти, может сильно сблизить взрослых с детьми, а игнорирование детских вопросов способно вызвать сильный кризис в отношениях между ними. К тому же, подобное небрежение со стороны родителей скорее всего подтолкнет ребенка искать знания где-то на стороне: у шарлатанов, эзотериков и просто случайных знакомых, и никто не может сказать заранее, чем это кончится.
С чего начать сложный разговор
Что делать, если произошло непоправимое и умер кто-либо из близких родственников ребенка? Как начать разговор правильно и не травмировать лишний раз его психику? Психологи советуют, с одной стороны, быть максимально аккуратным в выражениях, а с другой – не затягивать со вступлением, потому что дети хорошо чувствуют, когда им хотят сказать что-то страшное. Лучше всего говорить дома. в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает внимание и до ребенка можно донести всю серьезность случившегося. Следует вкратце описать, как и где человек встретил смерть, но не живописать картину его последних минут, особенно если они были тяжелыми. Не надо лишний раз акцентировать внимание на том месте, где произошла смерть, чтобы не вызвать у ребенка стойкой неприятной ассоциации с ним – особенно это важно, если упокоившийся встретил свою смерть в медучреждении. И, конечно же, в рассказе о смерти стоит в первую очередь отталкиваться от возраста ребенка.
Возраст менее пяти лет
Как ни странно, в этом возрасте дети наименее травмируются известиями о чьей-то гибели. Во-первых, они просто еще не до конца понимают, что такое смерть, и склонны воспринимать ее так же, как любую долгую разлуку, а во-вторых, их психика еще не успела сформировать достаточно устойчивых связей, чтобы разрывы каких-либо из них оказались чрезмерно трагичными. Дети в этом возрасте могут знать смерть из сказок и фильмов, но, как правило, не верят в ее реальность, так что следует слишком ярко описывать им детали умирания и насыщать рассказ натуралистичными деталями, зато можно утешить их рассказом о счастливой загробной жизни. Стоит аккуратно объяснить, что умершего они больше не увидят никогда, однако мысленно всегда могут к нему обращаться и могут помнить его.
Возраст от пяти до девяти лет
Младший школьный возраст – время наиболее быстрого накопления информации ребенком, так что его впечатления обострены, а фантазия очень активно работает. Поэтому рассказ о смерти необходимо делать по возможности скупым и точным, чтобы не давать поводов для долгих размышлений и фантазирований. Однако, ровно по этой же причине на все возникшие вопросы ребенка стоит ответить, при этом не пытаясь его обмануть, но и не раскрывая какие-то слишком мрачные стороны случившейся смерти. Рассказ о медицинских причинах летального исхода, о чьей-то вине, о преступлениях или боли может слишком сильно сказаться на психике ребенка и нехорошо повлиять на его дальнейшую жизнь.
Возраст больше десяти лет
В этом возрасте дети обычно уже так или иначе видели смерть – умирал кто-то из их питомцев, они видели смерть пойманной рыбы, может быть, попадали на чужие похороны или поминки. Смерть для таких детей уже достаточно точно описываемый факт реальности. Поэтому в рассказе об уходе близкого человека старайтесь не столько описывать саму смерть, сколько обращайтесь к образам будущей жизни без умершего. не стесняйтесь показывать свои чувства, но не ждите от ребенка полноценного их понимания – в юном возрасте эмоциональность только формируется, и ответная реакция может быть любой – от угрюмого молчания до смеха.
Возможные ошибки в разговоре о смерти
Разговоры о смерти с детьми случаются на нашей планете каждый день и все они в чем-то похожу – в том числе и теми ошибками, которые могут допустить взрослые. Вот, например, самые типичные из них. Чего не стоит делать, собираясь обсудить с ребенком вопросы смерти:
Долго не начинать разговор
Столь важные события, как смерть близкого, нельзя долго держать без обсуждения. Конечно, стоит найти подходящее время и место, да и самому взрослому надо психологически подготовиться, однако излишнее откладывание разговора может привести к тому, что ребенок сам узнает о произошедшем от посторонних, сам все осмыслит в меру своих возможностей и, возможно, отдалится в результате этого от родителей или получит какую-то душевную рану.
Нагонять страх
Издревле принято распространять вокруг темы смерти атмосферу ужаса и страха, что имеет вполне объяснимые социальные и биологические предпосылки, однако в наши дни может выйти для воспитателей боком. Пугая ребенка смертью, родители рискуют не только вызвать у него кошмары, но и сформировать стойкое ощущение того, что умершие люди в чем-то виноваты или чем-то плохи, и в результате это может сильно повлиять на дальнейшую социализацию ребенка. Педагогический прием в духе «твоя сестренка умерла, потому что не слушалась родителей» – и вовсе способен исковеркать психику детей.
Прятать сведения о смерти
Нередко новости о гибели кого-то из близких стараются скрыть от детей, руководствуясь заботой о них. Несмотря на благую цель, этот путь ведет к большим проблемам: рано или поздно ребенок все-таки узнает о случившемся и, во-первых, получает весь комплекс эмоций в тот момент, когда прочие родственники уже пережили горе, а во-вторых, чувствует свою отчужденность от прочей семьи. И то и другое в дальнейшем может негативно сказаться на развитии семейных отношений и на взрослении ребенка.
Корить за спокойствие
Всякому принятие смерти близких дается по-разному. Особенно это верно в отношении детей с еще не устоявшимися эмоциональными реакциями – ребенок может переживать в душе и не уметь это выразить, или ярко демонстрировать какую-то эмоцию, «не подходящую моменту» с точки зрения взрослых, например, смех. Не следует его за это осуждать, поскольку такое осуждение лишь отдалит ребенка от вас и уменьшит вероятность того, что рано или поздно вы поймете друг друга.
Внушать вину
Очень плохим решением является попытка убедить ребенка в том, что умерший человек покинул его из-за каких-то детских поступков. Даже если они в какой-то степени верны, утверждения вида «бабушка умерла из-за того, что ты не слушался и шумел» или «дедушка далеко уехал, потому что ты его расстраивал» не будут адекватно восприняты в детском возрасте, зато скорее всего выльются в неврозы и неврастению для повзрослевшего человека. Манипуляции вокруг темы смерти – особенно плохой педагогический прием.
Быть чрезмерно религиозным
Религиозные образы и метафоры, которые понятны взрослому человеку в меру его культурного развития для ребенка являются буквальным описанием положения дел в мире. Фразы «тетя Марина сейчас на небе» и «Бог забрал себе бабушку» могут сильно повлиять на формирование у ребенка картины мировосприятия, что сильно скажется на всей его дальнейшей жизни.
Преувеличивать опасности
Да, дети должны знать, что смерть всегда ходит где-то рядом, от несчастных случаев не застрахован никто и чужая агрессия или невнимательность могут погубить легкомысленного человека, однако не следует слишком уж упирать на смертельную опасность любого поступка. Дети не должны бояться гулять или ехать на машине только потому, что кто-то из их родственников умер на улице или на дороге.
Ссылаться на болезни как причину смерти
Даже в том случае, если именно болезнь стала причиной смерти близкого, не следует акцентировать на этом избыточное внимание. Дети не должны бояться болезней и должны знать, что смертельно неизлечимыми из них является меньшинство. Даже рак, если его своевременно диагностировать – не приговор.
Возможно, вам будет интересно:
- Памятка: что делать после похорон?
- Благоустройство мест захоронения
- Сделать траурный венок своими руками
Дополнительная информация: