Закрыть
Екатеринбург
  Как хоронили людей в Древнем Риме

Как хоронили людей в Древнем Риме

В Древнем Риме погребальной обрядовости уделялось значительно меньшее внимание, чем, например, в Древнем Китае или Древнем Египте, где вокруг воздаяния почестей умершим вращалось сразу несколько сфер жизни общества. Тем не менее, в Древнем Риме бытовал культ предков, а это значит, что так или иначе погребению умерших они уделяли большое внимание. Увы, до нас не дошло какого-то единого документа, в котором детально описывался бы процесс погребения по-древнеримски, однако наука располагает огромным количеством косвенных данных, которые позволяют с высокой точностью реконструировать древнеримскую погребальную обрядовость. Малое же количество письменных источников, насколько можно судить, указывает на то, что знание о погребальных обрядах преимущественно передавалось из уст в уста и было общеизвестно, а потому не нуждалось в письменной фиксации.

В Древнем Риме в вопросе погребения выделялись следующие этапы:

  • подготовка покойного к погребению;
  • похоронная процессию;
  • погребение и жертвоприношения;
  • похоронный пир.

Разумеется, по-настоящему богатый и подробный ритуал был уделом богатых и знатных римлян, но все граждане старались соблюсти похоронные традиции.

Подготовка тела

После того, как человек испускал дух, его целовали: это действие как бы фиксировало смерть человека потому, что древние римляне проводили параллели между жизнью и дыханием. Одевшись в траурные облачения, родные и друзья умершего собирались возле тела, обмывали тело, умащивали его благовониями, а также наряжали в погребальные одеяния. Бальзамирование было известно римлянам, однако они прибегали к нему массового всего в один период своей истории – в имперский: в то время это произошло благодаря популяризации египетских традиций. С другой стороны, сугубо римской традицией было помещать рядом с покойным или надевать на его тело все его награды, которые отмечали его заслуги перед обществом и государством. Сюда входили триумфальные венки, атрибуты занимаемых при жизни должностей. На глаза и язык покойного римляне клали монеты – это была плата Харону, паромщику мира мертвых, чтобы он доставил туда покойного в целости. Этот последний обряд, как и многое другое, пришел в Древний Рим из Греции, и оставался популярен даже в ранний христианский период, хотя никогда не был распространен повсеместно. Разумеется, в подготовке тела к погребению принимали участие профессиональные плакальщики, а также рабы. Когда тело было готово, его оставляли на неделю лежать у входа в дом – это делалось для того, чтобы все родные и близкие успели прийти и проститься с покойным.

Похоронная процессия

Когда прощание подходило к концу, собиралась похоронная процессия и с ней тело отправлялось к месту, где осуществлялась кремация. Вероятно, из всех римских традиций похорон, такое шествие показалось бы современному человеку наиболее причудливым, жутким и даже немного забавным.

Сперва следует отметить, что погребальная процессия двигалась по населенному пункту под аккомпанемент духовых инструментов, задачей которых было создать гнетущую атмосферу. Вслед за музыкантами, игравшими на духовых инструментах, двигались танцоры, но не обычные, а ритуальные – они исполняли специальные погребальные танцы. Разумеется, погребальную процессию также сопровождало некоторое число плакальщиков и плакальщиц, которые не только рыдали в три ручья, но и царапали себе лица, рвали на себе одежду и выполняли иные действия, призванные продемонстрировать крайнюю степень скорби по покойному. Все эти люди, как правило, было нанимаемыми за большую плату профессионалами, и чем больше плакальщиков могла позволить себе семья, тем пышнее считалось погребение. За плакальщиками следовали личные рабы умершего; для них этот день был не скорбным, а весьма праздничным, ведь для них смерть хозяина зачастую означала освобождение от кабалы.

Вслед за рабами шли люди, надевавшие посмертные маски предков покойного. Эта часть шествия символизировала присоединение умершего к сонму своих предков. Поскольку, как отмечалось выше, в Риме культ предков был крайне важен, римские погребальные традиции много концентрировались на том, что сделать нового почившего ещё одним сверхъестественным покровителем своей семьи, еще одним заступником семьи в загробном мире.

Наконец, за людьми в масках предков следовало и тело. Запах тлена надежно скрывался за счет благовоний, а лицо было закрыто погребальной маской. Отметим отдельно, что в Древнем Риме к статуям и погребальным маскам относились сильно иначЕ, нежели в Древней Греции: в Греции было принято идеализировать лики покойных в скульптурных изображениях, в то время как римское скульптурное изображение стремилось к максимальному реализму.

Наконец, последними в процессии двигались родные умершего. Первыми здесь шли мужчины в траурных чёрных тогах, а вслед за ними – женщины. От женщин при этом требовалось всячески показывать свою скорбь: распускать волосы, приводить в беспорядок одежду, плакать и кричать.

Похороны

Если умерший имел некий общественный вес хотя бы в рамках своего населенного пункта, то перед его погребением читалась траурная речь – исполнял её либо кто-то из родственников, либо другой уважаемый человек из местных. Траурные речи не были обязательными, однако могли при желании стать важными орудиями политической борьбы, ведь в этих речах было принято перечислять основные заслуги умершего, а значит у произносящего речь была возможность самостоятельно определять, какие поступки назвать, какие – опустить, какие выдвинуть на первое место и т.д.

За историю Древнего Рима доминирующая форма погребения несколько раз менялась. Во времена царского Рима мертвых закапывали в землю. В период Республики начали по большей части сжигать, причем в огонь заодно с телом отправлялись также части убитых жертвенных животных, личные вещи покойного, а также благовония и отрезанные локоны волосы родственников. Когда тело прогорало, кости покойного вынимались из пепла и помещались в погребальную урну, которую за тем хоронили в землю за городской чертой. Наконец, в поздний имперский период традиции снова изменились, и теперь покойных начали вновь хоронить преимущественно в земле – не в последнюю очередь благодаря влиянию христианства.

Пир

Наконец, спустя несколько дней после погребения семья покойного организовывала поминальную трапезу, причем если покойный был важным человеком, то пир проходил на рыночной площади. Во время публичного пиршества участники раздавали милостыню бедным, устраивали представления и бои гладиаторов. Празднования могли продолжаться несколько дней, и заканчивались другим, более семейным торжественным обедом, который, собственно, завершал процедуру перехода умершего в статус предка семьи. Считалось, что только по завершению пира покойный, наконец-то, занимает свое место в сонме предков-хранителей семьи. При этом жизнь семьи не сразу возвращалось в прежнее русло: дело в том, что еще некоторое время семья умершего должна была пребывать в трауре.

Возможно вам будет интересно:

8 февраля 2021