Закрыть
Екатеринбург
  Еврейские кладбища

Еврейские кладбища

В европейском Средиземноморье предки современных евреев впервые появились не позднее III в. до н.э. и в последующие столетия широко расселились по всей Европе. Несмотря на жестокие гонения со стороны властей и масштабные погромы, в которых принимало участие христианское население, во времена Средневековья еврейские диаспоры обустраивали свои кварталы, строили школы, больницы, миквы и синагоги, бережно сохраняя национальные традиции и веру. Были у евреев и собственные кладбища – так называемые «Дома могил» (ивр. бейт кварот) или «Дома вечности» (ивр. бейт альмин). Во времена Холокоста большинство еврейских кладбищ Центральной и Восточной Европы были осквернены и разграблены, другие были ликвидированы по мере разрастания городов, однако часть из них чудом уцелела (например, некрополи в Праге и Вроцлаве), а была впоследствии восстановлена усилиями общины. Сегодня эти захоронения являются порой единственным источником информации о евреях, живших на территории того или иного населенного пункта.

Структура еврейских кладбищ

Места последнего упокоения в еврейской традиции считаются сакральными. Талмуд и более поздняя иудейская богослужебная литература строго запрещают любое действие, свидетельствующее о неуважении к усопшим (громкие разговоры, смех, поедание пищи, выпивка, курение). Более того, как отдельное захоронение, так и все кладбище считаются неприкосновенными: за исключением особых случаев (эксгумация для перезахоронения на Святой земле в Израиле, переноса с нееврейского кладбища или для сохранения останков от осквернения или естественного разрушения могилы) могилы и тела умерших должны оставаться в целости и сохранности.

Еврейские кладбища в Европе первоначально располагались на краю гетто или за чертой города. Строить при них синагоги не принято, поскольку кохенам – старинному сословию иудейских священнослужителей - согласно Торе, строго запрещено контактировать с умершими для сохранения ритуальной чистоты. Вместо синагоги на территории еврейского некрополя возводят особые «похоронные дома» или бейт ха-левайот, где члены местного похоронного общества Хевр Кадиш подготавливают тело усопшего к погребению. В Израиле такие помещения обычно находятся в пределах населенного пункта, отдельно от кладбища.

Могилы и намогильные памятники

Иудаизм ревностно относится к соблюдению ритуальных заветов и заповедей и требует от своих последователей, чтобы любые обряды и практики совершались в строгом соответствии с Торой. Организация кладбищ не является исключением. Смежные могилы не должны находиться ближе, чем на расстоянии шести ладоней (тефахим) или 54-х см как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости – раньше, если на территории кладбища не хватало место для нового захоронения, то покойников хоронили слоями, оставляя между ними пласт земли такой толщины. Именно поэтому, например, на Старом еврейском кладбище в Праге так много надгробий, расположенных одно подле другого.

Обычай ставить надгробные памятники на могилу в еврейской погребальной культуре существует с ветхозаветных времен: согласно книге Бытия, Иаков по дороге в Вифлеем поставил опору на могилу Рахили. В Талмуде надгробие называется нефеш или душа. Такое название связано с представлением о том, что, оставив свои бренные останки, душа остается парить над тем местом, где их захоронили. Долгое время считалось, что каменная плита, установленная на захоронении, становится новым обиталищем умершего, однако со временем это суеверие отошло в прошлое, а надгробие стало проявлением любви и уважение к усопшему.

Как и во многих других религиях, иудаизм требует сдержанности и скромности от своих последователей, поскольку они являются основным и необходимым условием для духовного роста и развития. Согласно раввинистической литературе, все умершие равны вне зависимости от их статуса и обеспеченности при жизни.

Этот принцип относится и к обустройству могил. Отправившись на еврейское кладбище, можно заметить, что большинство надгробий выглядят крайне просто и аскетично. Однако религиозные заповеди являются не единственной причиной простоты оформления – проявление излишнего богатства даже в виде красиво украшенного памятника могло навлечь на еврейскую общину гнев людей, убежденных в том, что те мстят христианам через ростовщичество и лихоимство. Принимая во внимание количество погромов и грабежей, которым подвергались еврейские кварталы в течение истории, такая предосторожность, к сожалению, представляется разумной и практически необходимой.

Начиная с 16-го века, оформление надгробных камней постепенно усложняется: на поверхностях появляются изображения синагогального парохета (занавеса, который закрывает ковчег со свитками Торы в синагоге) с цитатами из священных текстов на иврите, гравировки рыб и животных, растительные узоры в виде цветочных бутонов и фруктов.

Кладбище на Елеонской Горе

С севера на юг напротив стены Старого Иерусалима тянется Елеонская или Масличная гора. На ее западных склонах расположено старейшее и самое важное иудейское кладбище: первые захоронения здесь были произведены примерно 3 тысячи лет назад, в эпоху Первого Храма, а сегодня быть преданным земле на его территории считается великой честью. Здесь находится более 150 тысяч могил и гробниц разных исторических периодов, многие из которых принадлежат пророкам и ведущим фигурам в еврейской истории, в частности ветхозаветных пророков Аггея, Малахии и Захарии. А в конце времен, согласно пророчестве Иезекииля, именно на Масличной горе Мессия протрубит в трубу, провозгласит всеобщее воскресение и наступление Царства Божьего на Земле.

Немаловажное место Елеонская гора занимает и в христианской культуре. У подножия западного склона цветет Гефсиманский сад, где был предан и арестован Иисус, католическая Церковь всех наций и русский православный монастырь Святой Марии Магдалины.

Возможно, вам будет интересно:

12 августа 2020