Древнейшие захоронения на территории России
Науке доподлинно известно, что предки современных людей начали хоронить своих умерших более ста тысяч лет назад. Наиболее древние из обнаруженных археологами захоронений находятся на Ближнем Востоке и датируются по меньшей мере сто тысячными годами до нашей эры, в то время как древнейшие захоронения как таковые, принадлежавшие неандертальцам, были произведены на территории современной Хорватии около 130 тысяч лет назад. Примечательно, что уже эти невероятно древние могилы уже имели в в себе также и другие признаки обрядовости: например, останки покойных были окрашены охряной краской, а также имели при себе всякого рода погребальные дары иу крашения, вроде цветов, семян, ракушек, костей животных и ит.д. На территорию современной России предки современного человека и Homo Sapiens пришли около 45–42 тысяч лет до нашей эры, и их стойбища – которые, скорее всего, являются первыми поселениями человека разумного или его недалеких предков на территории Евразии как таковой – также были отмечены ритуальными захоронениями сородичей. Наиболее древними захоронениями на территории современной России считаются Костёнко-борщевский комплекс и Сунгирь.
Образцы верхнепалеолетических захоронений
Антрополог и зоолог Иван Поляков был первым, кто обнаружил в Воронежской области останки стоянок первобытных людей – это открытие было сделано в 1879 году. К сожалению, в те годы эти находки не заинтересовали научные институции России, так что последовательное исследование этих мест началось только в 1920-е, уже при СССР. Археологические раскопки дали впечатляющие результаты: в районе Костёнок были найдены останки, которым было по 50-30 тысяч лет, что позволило выдвинуть гипотезу о том, что Костёнко-борщевский комплекс знаменует собой прародину современных народов Европы.
Костёнко-борщевский комплекс занимает территорию примерно в 30 квадратных километров, и на этой площади умещается пять захоронений, принадлежащих, однако, разным культурным слоям, т.е. буквально разным эпохам. Самое древнее захоронение было раскопано на стоянке Костенки-XIV на мысе Маркина гора. Внутри захоронения покоился мужчина возрастом около 20 лет, которого похоронили, предположительно, более 37 тысяч лет тому назад. Примечательно, что перед захоронением мертвеца связали так, что его колени оказались притянуты к груди – подобная “поза эмбриона”, насильно придаваемая покойному, встречается во многих культурах. Этот мужчина покоился в яме овальной формы, и тело его было обсыпано охрой – однако никаких других ритуальных предметов в могиле не оказалось. Это, однако, не означает, что их никогда там не было – вполне возможно, что какие-то из них разложились за минувшие тысячелетия.
Примечательно, что чем более поздним является захоронение, тем большая ритуализированность оно обретает. Например, в захоронении Костёнки-XV (Городцовская стоянка) в могиле глубиной 43 сантиметра был погребен ребенок 6-7 лет. Эта могила была вырыта прямо в полу жилища типа землянки, а сверху могилу закрывала лопаточная кость мамонта. Погребенный ребенок также был связан, однако, помимо прочего, также был посажен на “сидение”, слепленное из глины желтого цвета, также посыпанное охрой. Также в могилке находились и другие ритуальные предметы: костяное лощило, иголка, кинжал из мамонтовой кости, а также множество изделий из кремня. Более того, на голове ребенка обнаружился убор, который был украшен ста пятьюдесятью зубами песца.
Погребальные сооружения эпохи неолита
Неолитические (т.е. времен каменного века) захоронения имеют немалую долю преемственности по отношению к палеолитическим (т.е. наиболее древним). Мы не можем судить о том, какой метод захоронения в это время был самым распространенным, поскольку до наших дней, очевидно, дошли только те захоронения, которые подразумевали погребение под землю. Так или иначе, прежде всего преемственность выражается в том, что и во времена неолита мертвецов все еще посыпали охрой, все так же добавляли в захоронения те или иные погребальные дары. Однако в это же время происходит и нечто новое: возникают коллективные захоронения, ритуалы усложняются, к ним добавляются практики сожжения тех или иных даров и даже самих тел – т.е. некоторые из погребенных в неолитическую эпоху мертвецов перед непосредственно самим захоронением, очевидно, были сожжены.
Насколько известно современной науке, на территории Восточно-Европейской равнины так называемая “ямная” культура кочевых скотоводов начала складываться в районе 4-3 тысячелетий до нашей эры. Эта культура продолжает осуществлять захоронения в грунт, однако при этом также начинает создавать и захоронения курганного типа. Могила курганного типа подразумевает, что мертвеца укладывают в небольшую яму прямоугольной формы, засыпают охрой или киноварью, потом закрывают яму каменной плитой или настилом из растений, после чего насыпают холм поверх всего этого. Важно отметить, что примерно в это же время возле могил или прямо над ними появляются каменные или деревянные стелы – нечто вроде современных надгробий. Также в эту эпоху в могилы продолжал добавляться погребальный инвентарь, хотя и все еще оставался довольно скуден: обычно в могилу к мертвецу подкладывали оружие и инструменты (из кости, бронзы, меди), которым он пользовался при жизни и которые должны были пригодиться ему в загробном мире, также там присутствовали изделия из керамики – с той же целью. Также важно, что в некоторых могилах обнаруживались останки колесного транспорта или же художественные изображения транспорта на глиняных горшках и стелах.
Захоронения эпохи бронзового века
Захоронения бронзового века на территории современной России обретают новую важную черту: в них начинают наблюдаться различия по региональному признаку, т.е. племена, населяющие даже соседние и относительно недалеко друг от друга расположенные территории, начинают вырабатывать собственную, самобытную обрядовость. Например, в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа ямный способ захоронений постепенно уходит, а на смену ему являются катакомбные захоронения – большая часть из обнаруженных катакомб относится к 28-22 векам до нашей эры. Иногда это были одиночные захоронения, а иногда – групповые, но так или иначе осуществлялись они либо в курганах, либо могильниках катакомбного типа. Катакомбы представляли собой вертикальные колодцы с погребальными камерами в стенах. В этих погребальных камерах, помимо, собственно, покойных, также находились погребальные дары: керамическая посуда с орнаментами, орудия труда и войны, остатки повозок и иного колесного транспорта и другие предметы.
На севере нынешней территории России распространилась так называемая средне-днестровская (32 – 23 вв. до н.э.) и фатьяновская погребальная культуры (27 – 19 вв. до н.э.). Средне-днестровская погребальная культура отличительна тем, что в ней применялась кремация, однако в остальном она похожа на ямную и катакомбную погреббальные культуры. Фатьяновская погребальная культура отличается тем, что в ней захоронения стали сооружаться на холмах, а могилы изнутри стали укрепляться деревянными досками, лубом или плетенкой. Покойных же обертывали звериными шкурами или берестой. В качестве погребальных даров использовали керамические и деревянные сосуды, орудия труда из камня, кости и металлов, а также украшения из зубов животных.
В то же самое время в районе Западного Кавказа сформировалась дольменная похоронная культура. Дольменная похоронная культура характеризовалась, собственно, дольменами, которые также выступали в качестве святилища. Дольмены преимущественно представляли собой гробницы из больших каменных плит с отверстиями-лазами. Иногда дольмены выдалбливались в скальных породах, иногда их возводили как здания – из каменных плит.
Наконец, в позднюю бронзовую эпоху по всей территории Восточной европы и даже за Уралом распространяются срубные погребальные культуры. Эти погребальные культуры характеризовались грунтовыми могильниками (или же курганами), в которых вместе хоронилось до нескольких десятков людей. Свое название данная культура получила за то, что мертвых нередко погребали в прямоугольных деревянных срубах. В качестве погребальных даров в этих могильниках использовались инструменты, посуда, а также туши животных.
Возможно вам будет интересно:
- Похороны в допетровской России
- Похоронное дело в Российской империи
- Потерянные места захоронений в России
Дополнительная информация: