Знаменитые склепы и часовни
В нашей стране за все периоды её истории так ни разу не прижились традиции сколь-нибудь сложного или даже вычурного декорирования кладбищ, часовен и усыпальниц – в отличие от большинства других стран Европы, в том числе и восточной. Сегодня в Европе можно найти множество исторических памятников погребального мастерства, которые притягивают к себе множество туристов – и наш материал будет посвящен нескольким наиболее известным из них.
Капелла душ Осуш – Часовня костей, Португалия
Часовня костей в португальском городе Эвора одновременно является и жуткой на вид и жутко популярной как туристическая достопримечательность. Насколько нам известно, возведена она была в шестнадцатом веке монахами францисканского ордена – их община располагалась неподалеку от того места, где ныне стоит часовня. Часовня костей называется так, потому что при её строительстве использовались настоящие кости более пяти тысяч монахов – разумеется, присутствуют в ней и обычные стройматериалы, однако доля костных останков в конструкции гораздо выше, чем во многих подобных сооружениях, где кости и черепа используются только для отделочных работ. На пороге часовни входящих встречает написанная на латыни фраза «Кости наши ожидают тут костей ваших».
Изнутри капелла делится на три секции, каждая шириной в одиннадцать метров и высотой в девятнадцать метров. Освещение здесь естественное: через три небольших окошка внутрь помещения проникают солнечные лучи. Все стены и восемь колонн декорированы костями и черепами, замысловато организованными и закреплёнными раствором цемента. Потолок также разукрашен религиозными изображениями, так или иначе повествующими о неизбежности смерти.
Часовня черепов в Кудова-Здруе, Польша
Часовня черепов в польском городе Кудова-Здруй представляет собой уникальный для своей страны памятник архитектуры (подобных зданий во всей Польше больше не найти). Часовня строилась в период с 1776 по 1804 год под руководством поместного приходского священника по имени Вацлав Томашек. Вацлав Томашек волею случая собрал огромное множество костных останков людей, погибших в районе этого города за последние много веков от войн и эпидемий. Сперва он обнаружил черепную кость, а затем, продолжив раскопки, Томашек обнаружил огромное братское захоронение солдат Тридцатилетней войны (1618–1648). Продолжив поиски, Томашек вскоре также обнаружил массовые захоронения солдат, умерших во время войн в Силезии (1740–1763), а также холерные могилы, оставшиеся после эпидемий семнадцатого века.
У Вацлава Томашека возникла нестандартная по тем временам идея – вычистить кости и декорировать ими религиозное сооружение. В конечном итоге именно из этого замысла и возникла часовня черепов: в течение нескольких десятилетий, что она строилась, рабочие продолжали выкапывать здесь все новые и новые костные останки, в конечном итоге поместив в часовню около 3000 одних только черепов, а также разместив в подвальных помещениях часовни кости примерно двадцати одной тысячи покойников. Через несколько лет после того, как часовня была возведена, скончался и сам Вацлав Томашек. Его труд было решено увековечить сообразно: череп Томашека поместили на алтарную подставку, что находится в самом центре часовни черепов. Экстерьер здания выполнен в барочном стиле и занимает место между обособленной колокольней и церковью Варфоломея.
Костница в Седлеце, Чехия
Седлецкая костница начинает свою историю в далеком тринадцатом веке, причем с события, казалось бы, малопримечательного: один из местных монахов вернулся из паломничества на Голгофу, откуда принес с собой немного земли, которую высыпал на монастырское кладбище. Новость об этом быстро облетела округу, и появилось огромное число желающих быть погребенными именно здесь – и это число возрастало в кризисные периоды: например, во время войн и эпидемий. Кладбище стало очень популярным и знаменитым, так что в начале пятнадцатого века здесь был возведен большой собор в готическом стиле. К тому моменту на кладбище уже некуда было закапывать новых покойных, поэтому некоторые помещения собора было решено использоваться в качестве хранилища костных останков.
В конце девятнадцатого века состоятельное аристократическое семейство Шварценбергов решило превратить свой семейный старинный склеп в произведение искусства. Они наняли знаменитого резчика по дереву по имени Франтишек Ринт – он создал над каждым углом здания огромные колокола из костей. По центру нефа разместили канделябр, сделанный из костей и украшенный настоящими гирляндами из черепов. В итоге из костей и черепов было выполнено все: дароносицы, семейный герб, каждая люстра – сделанные из мельчайших и больших костей, все они являются произведениями искусства.
Крипта в церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе, Италия
Итальянская церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе пользуются у современных туристов огромной популярностью, что может поначалу показаться странным: здание само по себе небольшое и не то чтобы богато декорированное. Секрет популярность церкви заключается в её крипте: там и все стены, и все своды отделаны человеческими костями, а пол крипты состоит из земли, привезенной из Палестины. Накопление костей в этой крипте началось не сразу: первые костные останки (монахов-капуцинов) были доставлены сюда в 1631 году. Лишь целый век спустя, в 1732, церковные власти решили системным образом начать украшать крипты костными останками. На данный момент внутреннее убранство крипты включает в себя кости более чем четырёх тысяч монахов.
Своды крипты украшены светильниками, которые сделаны из позвонков, а вдоль стен расставлены скелеты. Альковы крипты сделаны из черепов – в альков размещаются другие скелеты. На одной из стен есть надпись, по духу соответствующая той, что можно найти в Капелле душ Осуш: «Некогда мы были тем же, что ныне – вы. Однажды вы станете тем, что ныне – мы».
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: