Закрыть
Екатеринбург
  Гроб – домовина

Гроб – домовина

Что такое домовина? В современном русском языке этот термин является синонимом слова «гроб», однако так было не всегда. Для древних славян могила была не просто местом упокоения человеческих останков, но последним пристанищем усопшего, его вечным жилищем в загробном царстве. А это означало, что и обустроить ее нужно соответствующим образом. Чтобы мертвый продолжал свою жизнь на том свете в комфорте, его обеспечивали всем необходимым для ведения повседневного обихода – домашней утварью, инструментами, оружием и т.д. – и давали «крышу над головой» в виде небольшого деревянного сруба. Получившуюся избу называли домовиной, что происходит от слова «дом».

Изба смерти: конструкция и внутреннее обустройство

Домовины традиционно строили на окраинах деревень: в лесной чаще, на болоте или возле перекрестков – иными словами местах, которые в представлении древних славян граничили с потусторонним миром. Такие избы воспроизводили жилые дома в миниатюре, но все их окна и двери были обращены прочь от поселения или, в качестве альтернативы, на запад. На болотистой местности их зачастую ставили на сваи из бревен с ободранной корой или стволы деревьев с обрубленной вершиной и корневой системой – «куры». Чтобы защитить дерево от гниения и насекомых-вредителей, куры окуривали дымом, от чего, собственно, и пошло их наименование. Кроме того, славяне пропитывали нижнюю часть опор смолой или березовым дегтем, а верхнюю покрывали льняным маслом.

Избушки-домовины были довольно тесными и вмещали только посмертное ложе усопшего или усопших, а также небольшое пространство для хранения погребального инвентаря и подношений. В поминальные дни родственники почивших отпирали западное оконце и «передавали» предкам различные дары: женщинам оставляли ткацкие принадлежности – шерсть, нитки, обрезки ткани, – а мужчинам – охотничьи и рыбацкие принадлежности. Нередко в домовинах делали и заготовки на черный день. В неурожайные годы они могли спасти семью от голодной смерти, а во время набегов – дать убежище от вражеских мечей и топоров.

Избушка-избушка...

Избушка, поставленная на пеньки с выглядывающими из-под земли «курами», которые на первый взгляд сами напоминают куриные ноги – знакомый всем образ из славянского фольклора. Баба-Яга, вещая старуха-колдунья, которая стоит одной ногой в мире живых, а другой – в царстве мертвых, объединила в себе множество разных мифов, забытых обычаев и традиций народов, проживавших на территории Восточной Европы. Но в русских сказках знаменитая избушка на курьих ножках всегда являлась ее неотъемлемым атрибутом.

По мнению этнографов, все атрибуты ведьмы непосредственно связаны с древнеславянским погребальным культом. Куриные ножки избушки представляли собой курные столбы, на которые устанавливалась домовина. Ее способность поворачиваться к герою «передом, к лесу – задом» символизировала ворота из мира живых в мир мертвых и наоборот. Сама ведьма в сказках обычно лежала на печи «из угла в угол», «нос в потолок, губы на притолоке висят», представая в виде покойницы в гробу. Неслучайно и упоминание печки – в древности у славян был распространен обычай кремации мертвецов, и, устроившись на печи, Яга таким образом могла олицетворять жрицу, руководящую погребальным обрядом. Наконец, попарив молодца в бане и уложив спать, ведьма совершала обряды подготовки тела к погребению – ритуальное омывание и положение в гроб.

Могильные скворечники

Домовины не обязательно имели типовую конструкцию и могли значительно различаться по внешнему виду. Иногда, как было сказано выше, они представляли собой миниатюрные дома, в других случаях сооружение полностью опускалось под землю, а на поверхности оставалась видна только крыша. Существовали и более простые варианты деревянной усыпальницы, когда гроб зарывали в землю, а поверх сооружали двускатную кровлю.

После захоронения у изголовья могилы ставили небольшой домик-скворечник на высоком шесте. Сверху «птичью» избушку венчала двускатная крыша, а поперек столбика была прибита перекладина. Если в земле лежало больше одного человека, то на коньке этого кровли устанавливались небольшие столбики по количеству тел. С течением времени от такого надгробия осталась только крыша, а шест под влиянием христианской традиции превратился в крест.

Почему птица? Согласно языческим верованиям большинства народов, проживавших и проживающих сегодня на территории России от славян до якутов, душа усопшего – точнее одна из ее частей – оборачивалась птицей. В таком виде она могла навещать место своего упокоения или даже прежнее жилище. Отсюда пошла народная примета: считается, что если в дом залетела птица, то это дух умершего несет родственникам важные вести или предупреждает о грядущей беде.

Возможно, вам будет интересно:

28 октября 2020