Закрыть
Екатеринбург
  Захоронения железного века на территории России

Захоронения железного века на территории России

Около трех тысячелетий назад человечество вошло в новую историческую эпоху – железо сменило бронзу как основной материал для изготовления инструментов и оружия. Этот процесс протекал неравномерно: на рубеже II и I тыс. до н.э. железная металлургия была освоена в Индии, Западной Азии, и в Южной Европе, откуда она несколькими веками позднее распространилась по остальным европейским территориям. В Сибирь железный век пришел значительно позднее – только в середине первого тысячелетия нашей эры. Такая «задержка» имеет под собой объективные причины – Сибирь, в первую очередь Урал, Юго-Западный Алтай, Саяны и Забайкалье, богата медными и оловянными рудами, поэтому бронза, выгодно отличаясь от чистого железа (сталь была освоено намного позднее) прочностью и меньшей температурой плавления господствовала здесь вплоть до V-IV вв. н.э.

Новые технологии коренным образом изменили образ жизни древних народов. Изобретение более эффективных методов обработки железа позволило значительно увеличить объёмы производства, что способствовало дальнейшему развитию земледелия, прогрессу в строительстве, ремеслах и военном деле. Все это в свою очередь привело к расширению торговли и дальнейшему социальному расслоению. Проследить все эти изменения сегодня можно на примере древних захоронений.

Древние финно-угорские племена Центральной России и Поволжья

Задолго до того, как древние славяне расселились по территории Восточно-Европейской долины, эти территория принадлежали финно-угорским племенам. В VI – конце V тысячелетий до н.э. финно-угры отделились от прауральской общности и из Западной Сибири медленно мигрировали на запад, осев в лесах и степях Восточной Европы. Источниками информации об их образе жизни и быте служат многочисленные стоянки и могильники ананьинской и дьяковской культур. Они просуществовали здесь более тысячи лет вплоть до прихода сюда древних славян.

Ананьинская культура

Ананьинская культура, существовавшая с VIII по IIIвв. до н.э. в зоне широколиственных лесов и хвойной тайги Волго-Камского региона, получила свое название по характерному могильнику около современного села Ананьино в Татарстане. Раскопки этого могильника положили начало изучения этой культуры. Ананьинские погребения имеют ряд отличительных черт:

  • Крупные грунтовые могильники без насыпей;
  • Могилы овальной или прямоугольной формы, расположенные на побережье полноводных рек;
  • Ориентация могилы по расположению источника воды;
  • Обширный погребальный инвентарь, включающий как бронзовые, так и железные инструменты, оружия, украшения и предметы быта.
  • Присутствие конских костей как свидетельство примитивных поминальных ритуалов.

Ранние представители Ананьинской культуры водружали надгробия в форме каменных гравированных стел не на самих захоронениях, а неподалеку от них. Чем руководствовали ананьинцы неизвестно, однако с V века до н.э. стелы устанавливают уже привычным для современных людей образом.

Дьяковская культура

Одновременно с ананьинской волго-камской в междуречье Оки и Волги возникла дьяковская культура, сохранявшаяся вплоть до VII века н.э. На протяжении времени погребальные обряды дьяковцев менялись. Для ранних представителей этой культуры характерно двухэтапное захоронение:

  • Временная ингумация или погребение в землю человека;
  • После разложения мягких тканей – кремация и повторное захоронение. Эксгумированные кости сперва очищали от остатков мяса, после чего сжигали их на погребальном кострище. Останки затем помещали в короб из бересты или мешок и хоронили вновь.

Ранние дьяковские могилы располагались у самой поверхности земли и быстро разрушались, а также не имели погребального инвентаря. Вследствие этих факторов только недавно археологам удалось восстановить ритуальные обряды первых дьяковцев.

К позднему дьяковскому периоду относятся так называемые «домики мертвых» – родовые усыпальницы в виде бревенчатого сруба с двускатной крышей, наполовину закопанные в землю. Дерево – не самый долговечный материал, а потому на сегодняшний день обнаружены только два таких могильника. Первый расположен в городище Березняки (Ярославская область), а второй неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря в Подмосковье. Исследование памятников показало, что поздние дьяковцы по-прежнему практиковали кремацию – в обоих «домах» были найдены кремированные останки нескольких десятков человек, что подтверждает их предназначение как родового захоронения. Однако присутствие погребального инвентаря – бронзовых украшений, керамических горшков и примитивная утварь – указывает на усложнение их духовной культуры.

Конец дьяковской культуре положили древнеславянские племена вятичей и кривичей, пришедшие на эти земли в VIII веке нашей эры. Они ассимилировали финно-угорские племена и их культуру, а впоследствии положили начало Древнерусскому государству.

Железный век на Северном Причерноморье и Кавказе: киммерийцы, скифы, сарматы

Киммерийцы

Закавказье являлось одним из первых центров железной металлургии Евразии. Технологии обработки железа сюда принесли кочевые племена киммерийцев, которые вторглись в регион во второй половине VIII-VII вв. до н. э. Вплоть до VIII столетий нашей эры они властвовали на причерноморских степях от Дона до Дуная, пока их не сменила скифская цивилизация.

Характерной чертой киммерийских захоронений является повторное использование уже существующих курганов бронзового века и присутствие в могилах боевого оружия и конской амуниции из железа. Сама могила имела овальную или прямоугольную форму и не отличалась большой глубиной. Покойника укладывали в специальную нишу на дне ямы, которую закладывали деревянными досками и красной глиной. Поверх готовой могилы ставили каменные плиты с изображением усопших воинов в полном вооружении

Скифы

После вытеснения киммерийцев в VII веке до н.э. скифы широко расселились по степям Дона и Дуная от Причерноморья до Алтая. Кочевники, благодаря интенсивной торговле и под влиянием эллинистической цивилизации они вскоре освоили земледелие и создали своеобразное государство со сложной социальной структурой. Проследить развитие скифской культуры можно на примере оставленных скифами могильников.

Скифские захоронения можно условно разделить на две разновидности: простые грунтовые погребения прямоугольной формы и деревянные катакомбы. Усопший покоился на ложе из травы, коры или шкур с небольшой травяной подушечкой или деревянной подставкой для поддержки головы. Рядом с ним помещались железные инструменты, боевое оружие и конская упряжь. В некоторых могилах также были обнаружены останки целых коней. Примечательно, что почти треть их сохранившихся до наших дней могил принадлежали женщинам-амазонкам: в их захоронениях помимо вышеперечисленного инвентаря археологи находят украшения.

Царские курганы скифов представляли собой не просто могилу, но настоящее произведение искусства и строительного мастерства той эпохи. Для погребения царей, военной знати и верховных жрецов скифы выстраивали под землей деревянные и каменные гробницы, состоящие из многих помещений, соединенных коридором. В центральной зале покоился царь, облаченный в украшенную золотыми пластинами одежду, в то время как соседние были предназначены для похорон жен покойного (умерщвленных вместе с ним), его слуг и домашних животных. Отдельное помещение было выделено под сокровищницу с богатым погребальным инвентарем, состоящим из ритуальной утвари, разнообразных боевых оружий из драгоценных металлов, золотых украшений, амфор и прочих ценностей.

Сверху гробницы скифы строили огромные курганы, достигающие 20 метров в высоту и 100 – в диаметре.

Сарматы

В III веке нашей эры скифская держава пала под ударами сарматов – кочевых ираноязычных племен, населявших восточное побережье Дона. В целом, сарматские погребальные обычаи не значительно отличались от скифских: у сарматов также преобладали катакомбно-подбойные захоронения с отдельной нишей для останков, схож был состав погребального инвентаря. Со временем сарматы стали отдавать предпочтение индивидуальным захоронениям, а в насыпях стали появляться следы поминальных тризн.

Возможно, вам будет интересно:

Дополнительная информация:

7 января 2021
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок