Похороны в СССР
В начале прошлого века было создано новое, социалистическое государство. Оно появилось на обломках царского самодержавия и унаследовало многие традиции прошлого. Но что касается погребальной обрядности – её пришлось создавать заново. Во-первых, религия была объявлена «опиумом для народа» и потому церковные обычаи искоренялись. Во-вторых, даже при проводах в дальний путь своих близких советские граждане должны были чувствовать сильную идеологическую подоплёку.
Похоронные обряды Советского Союза
И всё же новые обряды были во многом основаны на старых. Тому причиной была не столько ограниченность сознания идеологов социализма, сколько упрощение адаптации народа к новым реалиям. Первой из республик, на которой были опробованы новые погребальные традиции, была Украинская ССР. Именно здесь в конце 70-х годов специально созданная комиссия изучала, разрабатывали и внедряла новые подходы в праздновании важных дат. Местный менталитет и культурные особенности всех народов, населяющих большую страну, старались учитывать.
В итоговом документе всесоюзного масштаба о проведении похорон обнаружилась странная смесь народных верований, коммунистической идеологии и отголосков религиозных традиций. Так, хоронили на 3-й день, поминали на 9-й, 40-й и годовщину. Вместо креста или иного религиозного символа на могилу устанавливали конус с пятиконечной звездой.
Советские похоронные практики
В имперской России похоронной обрядностью занимались священники. Когда в 20-е годы началось массовое гонение на Церковь, их роль на себя переняли бабки-плакальщицы. Именно к ним обращались и в последующие времена, чтобы узнать, как обряжать покойника, что следует говорить при прощании, какие обряды исполнять. С благоговейным страхом прислушивались к старым людям – а вдруг из-за не поставленной «на попа» табуретки случится новая смерть в семье?
Вначале из дому выносили цветочные венки и крышку гроба. Их размещали у подъезда (выхода из избы), рядом со стульями, на которые затем ставили гроб. Примечательно, что в 60-е года планировки отдельных квартир-хрущёвок совсем не были рассчитаны на вынос гроба. Потому приходилось задействовать квартиру соседей, в которую вносили гроб, разворачивали, а потом уже выносили на лестницу.
Собственно перед подъездом начиналось прощание с усопшим. Пока дожидались погребального автобуса, соседи и родные не раз поминали умершего добрым словом и рюмкой водки. Когда наконец приезжал ПАЗ-652, особенно следили, чтобы ничего во дворе не забыть, а всё внести в катафальный транспорт.
Похоронные службы Советского Союза
Заведовали похоронами Бюро коммунально-ритуальной службы. Таковые конторы были при каждом районном коммунальном хозяйстве. В перечне их услуг числились:
- предоставление автотранспорта (всё того же ПАЗ-652);
- копка могилы;
- изготовление и установка памятника;
- изготовление гроба;
- изготовление ритуальных цветочных композиций;
- изготовление покрывала в гроб;
- изготовление траурных повязок на руку;
- предоставление стереомагнитофона или проигрывателя с записями похоронных маршей;
- выделение похоронного оркестра или хора (по договорённости).
Все услуги оплачивались по факту, а сами организации работали по хозрасчёту. Важно, что ткань на саван и гроб приносилась родственниками скончавшегося. На похороны коммуниста полагалось приносить алую материю и чёрный рюш, для ребёнка – розовую, а беспартийных хоронили в гробах обитых белой тканью.
Помимо обивки для гроба, коммунистам полагались и другие услуги. Так, из членов партийной ячейки создавалась комиссия по организации похоронных мероприятий. Она и брала на себя следующие обязанности:
- уведомление коллег и соседей о времени и месте проведения траурного мероприятия;
- предоставление столов и стульев для организации похорон и поминок;
- договорённость с администрацией кладбища относительно места захоронения;
- предоставление траурного зала для прощания, его оформление,
- подготовка траурного шествия и распределение кто чего несёт между участниками.
Траурный митинг
Церемония прощания с усопшим часто сопровождалась траурным митингом. Начало заменовалось печальным вступлением оркестра. Затем слово брал партийный бонза или руководитель почившего. Его речь была длительной, поскольку в ней воздавались почести умершему и перечислялись все его заслуги. Особенное внимание уделялось идеологической направленности, его следованию делу партии. Затем брали слово коллеги, друзья, соседи, родственники.
Похоронная процессия
После траурного митинга сочувствующие выстраивались в похоронную процессию. Гроб при этом везли на грузовике со спущенными бортами, дабы не возникло непредвиденных случайностей. Уже от входа на кладбище до места захоронения смертный одр несли носильщики из числа назначенных партячейкой, коллеги или просто друзья. Участники процессии имели на рукавах траурные повязки, что отличало их от прочих собравшихся.
У могилы
Окончательное прощание с покойным проводилось у могилы. Общей чередой собравшиеся подходили к гробу, мысленно или вслух обращались к умершему. После, по традиции, усопшего полностью накрывали белым пологом, водружали крышку гроба и забивали её мебельными гвоздиками. Далее гроб на тросах медленно опускали в яму. Присутствующие кидали сверху по 1-3 горсти земли, а затем копачи зарывали могилу. По окончанию на неё ставилась табличка на штыре с указанием данных об упокоенном. Организатор похорон произносил благодарственную речь собравшимся, кто в этот день пришёл почтить память скончавшегося и разделить горе с его семьёй.
Поминальные обеды
Поминальные обеды часто устраивали в столовой предприятия, где работал умерший, частично за счёт работодателя. Уже на 9-й и 40-й дни родственники сами устраивали поминальные обеды и приглашали только самых близких. В число приглашённых могли входить и непосредственный руководитель почившего или глава партийной ячейки.
День памяти умерших
Всесоюзного или Республиканского Дня памяти умерших не было. Его определяли на местном уровне начальник администрации. Приурочивали его к весенним праздникам. Население города или села заранее оповещалось о грядущем траурном мероприятии. Для этих целей организовывали дополнительные рейсы городского и междугороднего транспорта.
Заботой коммунальных службы было к указанной дате облагородить погосты, убрать поваленные непогодой деревья, завезти песок, установить мусорные урны, изготовить и завезти в ритуальные магазины цветочные венки.
Начинался День поминовения с траурного митинга у входа на кладбище. Начальник местной администрации или председатель исполкома говорил долгую и патетическую речь, посвящённую умершим. Вспоминались их ратные подвиги в ВОВ, усердие в строительстве коммунизма, прочие заслуги. Хотя сказанные слова были произнесены в общем, каждый собравшийся чувствовал, что говорилось именно об их усопших.
Подобный регламент проведения Дня памяти умерших соблюдался по всей стране.
Возможно, вам будет интересно:
- Могила царской семьи в Екатеринбурге
- Как правильно вести себя на кладбище
- Древнейшие захоронения на территории России
Дополнительная информация: