Закрыть
Екатеринбург
  Катафалки: современные, специальные, старинные и необычные

Катафалки: современные, специальные, старинные и необычные

В сознании современного человека сформировался устойчивый образ катафалка как безликого черного автомобиля с удлиненным кузовом. Затемненные окна закрыты занавесками, дополнительная дверь в задней части машины поднимается наверх, и вперед на роликах выдвигается предназначенный для гроба постамент. Поперечный ряд кресел, а в некоторых случаях отдельная перегородка, отделяет кабину водителя от салона, освещенного дезинфицирующими кварцевыми лампами. Ряды темно-серых кресел обтянуты автомобильным кожзамом – прочным и износостойким материалом, который легко поддается очистке.

В течение долгого времени такое оформление было стандартом для легковых автокатофалков, да и сегодня подобные модели по-прежнему пользуются большой популярностью в сфере ритуального транспорта. Однако в реальности для транспортировки тела люди умеют приспособить что угодно: от кареты до мотоцикла.

Катафалк как постамент

Слово «катафалк» имеет довольно сложное происхождение и по пути в русский прошло через несколько европейских языков. Оно восходит к народно-латинскому (т.е. разговорная латынь) «catafalicum» или «catafalcum», – помост, – которое в свою очередь было сложено из древнегреческого корня κατά «вниз» и этрусского fala «строительные леса; осадная башня». Это слово обозначало небольшой постамент, на который ставили носилки с усопшим, чтобы горожане могли отдать ему последнюю дань. Впоследствии распространение получили носилки со специальными ножками, которые с одной стороны позволяли устроить церемонию прощания в любой точке пути к месту захоронения, а с другой давали носильщикам возможность передохнуть.

Из латыни слово «catafalicum» было позаимствовано итальянцами в форме «catafalсo», откуда оно попало во французскую речь как «catafalque», а также в немецкий и польский языки как «katafalk». Долгий путь катафалка в русский язык закончился в XVIII веке, и с 1741 года это слово стало фиксироваться в словарях в его современной форме. Однако несмотря на многовековую историю, свое изначальное значение оно не утеряло: до сих пор постамент для гроба в траурном зале и загрузочная тележка в крематории также называются катафалком.

Катафалк-носилки

Обычно передвижение по кладбищу на автомобиле ограничено, а во многих местах прямо запрещено. Исключение может быть сделано для водителей-инвалидов или пенсионеров, а также ремонтных бригад и спецслужб, но в общем порядке любые транспортные средства необходимо оставить перед воротами некрополя. Чтобы доставить гроб к месту захоронения, семья усопшего может взяться за эту работу сама или нанять бригаду носильщиков. Обычно носилки с гробом несет команда из 8 человек, или четырех – если предполагается захоронение урны с прахом. Крупные некрополи также нередко предлагают арендовать специальную тележку, чтобы упростить доставку этой ценной ноши к могиле.

В народе бытует суеверие, что человек, несущий гроб к могиле, не должен приходиться умершему родственником, иначе тот уведет его на тот свет за собой. Имеет значение и психологический фактор: в состоянии шока и скорби от произошедшей трагедии легко оступиться и уронить драгоценный груз. В лучшем случае за такой оплошностью последует неловкая ситуация, а в худшем можно повредить гроб.

Катафалк-сани

Хотя со времени изобретения автомобиля прошло уже почти 150 лет, пересеченная местность и суровые погодные условия до сих пор представляют для подавляющего большинства легковых машин непреодолимое препятствие. Столкнувшись суровой зимой с непроезжими снежными заносами своего родного штата Нью-Гэмпшира, Верджил Д. Уайт запатентовал и сконструировал «сноумобиль», – на кузов машины с прицепом вместо передней пары колес он установил железные лыжи, а вместо задней поставил автомобильные гусеницы. Его изобретение позволило спокойно пересекать даже самую заснеженную территорию, и многие городские службы – в том числе ритуальные службы, – взяли его сноумобиль на вооружение.

Кареты-катафалки

Катафалки появились задолго до создания автотранспорта и в первое время работали на гужевой тяге. Солидные конные экипажи, мерно двигающие по городским улицам, создавали необходимый торжественно-траурный настрой как у прохожих, так и у участников церемонии. Первые автомобили, какими бы впечатляющими они не казались людям того времени, были чрезвычайно шумными и оставляли за собой едкие выхлопы. Кроме того, они зачастую так пугали лошадей, что те бросались бежать и нередко попадали под колеса, и погибали в этих авариях не только животные, но и люди.

В настоящее время карету-катафалк нечасто можно увидеть на улице, и удостаиваются такой почести только очень выдающиеся и богатые люди. Например, экипаж с телом Ее Величества королевы Елизаветы, матери действующей королевы Елизаветы II, везла шестерка гнедых лошадей. Другой британкой, которую в последний путь проводили таким образом, была «железная леди», Маргарет Тэтчер, однако вместо кареты для транспортировки ее тела к собору святого Павла, использовали орудийный лафет.

Использование конного экипажа-кареты для траурной процессии сегодня связано с рядом сложностей, главной из которых является дорожное движение. Современные городские улицы приспособлены для автомобилей, а не гужевого транспорта, и появление катафалка-кареты на дороге обычно становится причиной многочасовых пробок и заторов.

Катафалки-лафеты

В России орудийный лафет для перевозки гроба к месту захоронения традиционно предоставляется только для похорон представителей высшего командного состава российских вооруженных сил или граждан, имеющих исключительные заслуги перед страной. Для организации такой процессии потребуется разрешение начальника местного гарнизона.

Среди государственных деятелей, удостоенных таких почестей, находятся генеральный секретарь ЦК КПСС (1964 – 1982гг.) Леонид Ильич Брежнев, премьер-министр Великобритании (1940 – 1945 гг.; 1951 – 1955гг.) Уинстон Черчилль, 35-го и 40-го президентов США Джона Кеннеди и Рональда Рейгана.

Катафалк-мотоцикл

Катафалки-мотоциклы – относительно новый тренд в ритуальной сфере, который, предсказуемо, возник и обрел популярность благодаря байкерам. Впервые экстравагантную траурную церемонию устроил американский клуб «Ангелы Ада», которые решили почтить память своего лидера таким своеобразным способом. К головному мотоциклу колонны присоединили боковой прицеп с гробом с телом Джеймса «Матушки» Майлза, а вслед за ним двумя шеренгами двинулись мотоциклы с байкерами. К кладбищу процессия двигалась «с ветерком» на равномерной скорости 60 км/ч. Вскоре к «ангелам» присоединились полицейский эскорт, чтобы гарантировать соблюдение мотоциклистами правил дорожного движения. С тех пор байкеры по всему миру стали организовывать подобные церемонии для выдающихся лидеров движения.

Возможно, вам будет интересно:

29 мая 2020