Как устроены татарские похоронные обряды
Всю юго-восточную часть нашей необъятной родины населяет народ, название которого знакомо каждому – татары. От Волги до Дальнего Востока можно встретить этих приветливых широкоскулых людей с чуть раскосыми глазами. Численность татар в России – чуть боле пяти миллионов человек, они второй после русских российский этнос. Более половины всех жителей Татарстата и более четверти жителей Башкортостана – татары, также их немало в Челябинской, Оренбургской и Ульяновской областях, и, конечно же, в Москве и около Москвы. В основном татары исповедуют ислам суннитского толка и верны ханафитскому мазхабу, но некоторая часть крещена в православие, а многие, как и прочие жители России, атеисты.
Этнически татары делятся на три больших группы: Волго-уральских татар, Астраханских татар и Сибирских татар. История этих суб-этносов восходит еще в поздней Античности – первые свидетельства татарских стойбищ относятся еще к VI веку нашей эры, однако ключевым событием, сформировавшим татарские народности, стало объединение разрозненных племен и небольших государственных образований в Золотую Орду после монгольского нашествия на Русь. Именно на XIII-XV века приходится выделение татарской культуры и ментальности из обще-степной, развивается старо-татарский язык, усложняются и кодифицируются его литературные нормы. Когда Золотая орда приходит в упадок, на ее месте возникает ряд татарских государств – ханств – создание которых завершает формирование татар как обособленной народности, не похожей ни на славян, ни на прочих азиатов-степняков.
Кстати, несмотря на сходство названий, к татарской этнической группе не относится такой суб-этнос, как крымские татары. Его название в русском языке – след тех времен, когда татарами наши предки были готовы называть любых тюрков, проживающих на землях Российской Империи.
Особенности татарских похорон
Появление и развитие татар как отдельного народа сопровождалось тесными связями с соседними этническими группами, от гуннов и волжских булгар до ногайцев и кипчаков. Предки татар активно перемещались по большим территориям и без проблем смешивались как с тюркскими, так и со славянскими племенами – в связи с этим культура у них сформировалась весьма неоднородная и богатая, обычаи и традиции которой порой были весьма неожиданны. Ислам, который пришел на земли, заселяемые татарами, достаточно рано – еще в Х веке – не всегда мог победить их, и скорее вам порой видоизменялся, превращаясь в сплав каноничной религии с народными верованиями и постановлениями. Особенно ярко подобная особенность татарской культуры заметна в области похорон, поминок и прочих обрядов, связанных со смертью.
В целом устройство церемонии похорон у правоверных татар соответствует требованиям шариата и включает в себя обычные для исламских культур этапы. Перед похоронами умершего обмывают, оборачивают в специальный погребальный саван и читают над ним особые молитвы на отхождение души – намаз аль джаназа. Хоронить мусульманина в гробу не принято – вместо этого тело кладут в нишу, подготовленную в глубине погребальной ямы, закрывают эту нишу стенкой из кирпичей и закапывают могилу, читая при этом погребальные суры Корана. Единственным заметным отличием обряда татар от обще-исламского является положение тела покойного в момент погребения. В то время как большую часть покойников-мусульман их единоверцы укладывают на спину или правый бок головой в сторону Мекки, татары зачастую хоронят своих умерших в сидячем положении. Согласно народным преданиям, это делается для того, чтобы покойному было проще приветствовать ангела Азраила, который является за душами мертвых, и отвечать на его вопросы.
Рудименты до-исламской культуры в татарских представлениях
Целый комплекс древних представлений и установок относительно смерти и отношения к ней может быть обнаружен в народных поверьях и суевериях вокруг похорон. Например, татарские легенды утверждают, что душа человека в течение сорока дней после смерти может вернуться в свой прежний дом, обернувший бабочкой или птицей. Поэтому, чтобы указать ей путь, некоторые родственники не выключают свет в доме и не закрывают ворота во двор.
Впрочем, иногда появление души умершего может быть и нежелательным явлением. Злой дух «жен» способен появиться в доме, где сильно тоскуют по ушедшему человеку и много к нему обращаются. Татарский «жен» – это, скорее всего, местное переосмысление образа арабского джина, злого духа, являющегося слугой шайтана и предназначенного вредить правоверным мусульманам. Жен может заманить человека в топь и глушь, сбить с пути, а попав в дом – отравить еду или украсть младенца. Если жен сумеет пробраться в дом умершего под видом его души – родственникам покойного не позавидуешь.
Стараясь защититься от такого появления духа жен, некоторые традиции, напротив, предписывают запутывать следу от могилы к дому покойного: и похоронная процессия, несущая тело, поворачивает носилки с ним по часовой стрелке, выходя за пределы поселения, и возвращающиеся с погребения люди не должны оглядываться на захоронение. Если, несмотря на все предосторожности, жен все-таки поселился в доме мертвеца, его следует изгнать с помощью муллы – мусульманского священника. Неделю мулла должен читать в доме суру Ясин – священную молитву на изгнание злых духов, и не жен не в силах будет вынести такого, так что покинет жилище.
Конец жизни мусульманина
Как встретить смерть достойно – вопрос, волнующий любого правоверного мусульманина еще при жизни. Обеспечением заранее всего того, что требуется для хороших похорон, как правило, занимается женщина – в первую очередь речь идет о достаточном количестве полотна для погребальных одежд и саванов. И цвет, и фактура ткани для подобной цели строго определены традициями: саван должен быть изготовлен из хлопчатобумажного полотна, верхнее покрывало и предметы омовения могут быть цветными – зелеными или синими. Если строго следовать традициям, саван следует шить только левой рукой, не делать узлов на нитках и не резать ткань, а только рвать руками. Каждый этап изготовления должен быть сделан новыми и нитками иголками, которые, к тому, по завершению работы необходимо сжечь, чтобы не привлечь в дом беду.
К умирающему татарину его родственники должны привести муллу, чтобы тот прочел ему отходные суры «Ясин» и «Ар-Рад». Традиция предписывает не оставлять умирающего все последние часы его жизни и по возможности облегчать его страдания. Мусульманами почитается смерть в кругу близких и родных, которые произносят слова утешения и регулярно смачивают умирающему губы водой – согласно народным поверьям, все умирающие испытывают страшную жажду.
Церемонии перед похоронами
Умершего человека, едва он испустил дух и кто-то авторитетный подтвердил его смерть, кладут на специальную скамейку, на которой не должны сидеть живые. В согласии с древней, уходящей корнями в доисламские времена, традицией на грудь покойника помещают железный предмет – гвоздь или топор – чтобы отпугнуть злых духов, которые боятся железа и не смогут причинить вреда душе покойного. Поверх всего тело мертвеца укрывают полотном, а на лицо накидывают особое полотенце.
Согласно, опять же, народным традициям, омывать тело покойника можно только в тот момент, когда закончена могильная яма. Тогда тело берут трое человек: обмывальщик и два его помощника, и вращают его, равномерно поливая водой. Кстати, эта часть погребального обряда вполне традиционна: женщины омывают женщин, мужчины – мужчин. Мужское тело после этого остается открытым, за исключением области гениталий, а женщину прикрывают большим полотнищем белой ткани. Но есть и в ней особенности: по татарским поверьям, ведра с водой для омовения нельзя ставить на пол, обязательно требуются особые подставки.
Обмывание тела умершего завершается одеванием покойника в специальные облачения, которые у татар называются «кафен». Если умерший – мужчина, его облачают в рубаху с фартуком, а голову увенчивают чалмой, а женщине к тому же прикрывают волосы платком. Затем тело обвязывают особыми полосками ткани поверх головы, туловища и ног.
Как правило, в традиционных похоронах принимает участие не только семья покойного, но и всего родственники, друзья и соседи. Таким добровольным помощникам традиция предписывает дарить «саадаку» – добровльную милостыню. Зачастую это бывают полотенца, носовые платки и прочие традиционные предметы, но в наши дни встречается и денежная саадака.
Похороны по татарской традиции
Как в целом в исламе, татарская традиция предписывает хоронить покойного в течение суток после его смерти. Женщины в это время готовят все для ритуального омовения и погребения, а мужчины копают погребальную яму, называемую «кабр». Если место позволяет, стараются копать могилу поближе к месту захоронения других родственников. Могилу по мусульманским наставлениям желательно ориентировать боком в сторону Мекки, с тем, чтобы покойник смотрел на нее после погребения. Так же ориентируют позже и надгробие.
Женщинам на традиционных татарских похоронах присутствовать запрещено. Им предписывается заняться тщательной уборкой помещения в то время, когда погребальная процессия уходит на кладбище, постирать постельные принадлежности умершего и его одежду.
Участники процессии с телом, входя на кладбище, читают соответствующие суры из Корана. Очень важная часть погребения, без которой похороны не могут считаться состоявшимися – намаз над телом умершего, ради которого тело помещается на специальный помост. Завершив намаз, тело специальными полотенцами погружают в могилу и сажают в специальную нишу – ляхд. Нишу затем закрывают кирпичом, и под чтение сур Корана могил
Перед тем как войти на кладбище, участники процессии должны прочитать подходящие случаи суры из Корана. Уложив тело на помост, над ним совершают погребальный намаз – без него похороны не будут считаться состоявшимися. На специальных полотенцах трое ближайших родственников опускают умершего в могилу и укладывают (сажают) его в ляхд. Нишу заделывают кирпичом, а затем под чтение Корана засыпают могилу землей.
Обряды поминания
В день похорон, а также на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый дни после них родственники и друзья умершего татарина собираются почтить его память и помолиться за него. На таких встречах не принято плакать и вообще ярко проявлять свое горе, чтобы не заставлять душу умершего мучиться. Вместо этого собравшиеся совместно читают вслух суры Корана и раздают милостыню во имя Всевышнего.
Еда на поминках требует строго внимания к ее халяльности. Традиционными блюдами поминок являются супы с мясом, плов, выпечка или восточные сладости. Таким образом собравшиеся желают показать, какую «сладкую» и «богатую» посмертную жизнь они хотели бы видеть у покойного.
Возможно, вам будет интересно:
Дополнительная информация: