Закрыть
Екатеринбург
  История кладбищ Екатеринбурга

История кладбищ Екатеринбурга

Вот уже более 300 лет Екатеринбург занимает роль крупнейшего научно-образовательного и культурного центра Урала. Подобно тому, как Санкт-Петербург был для России «окном в Европу», этот город стал городом-ключом к бескрайней Сибири. Здесь последний приют нашли огромное количество выдающихся деятелей, среди них первооткрыватели, ученые, писатели и музыканты, спортсмены, политики и революционеры.

В настоящее время на территории Екатеринбурга располагаются 27 некрополей. Большинство из них было основано в советское время: Сибирское (1930-е), Широкореченское (1941г.), Нижне-Исеткое (1949г.), Северное (1950-е) кладбища и пр. К сожалению, почти ни одно из дореволюционных кладбищ не сохранилось до наших дней. Некоторые были уничтожены большевиками в рамках антирелигиозной политики, другие впали в запустение и были застроены, а покоящиеся на них останки – перезахоронены в другом месте. Однако трем старинным некрополям удалось уцелеть. Сегодня на надгробиях Ивановского, Михайловского и Татаро-Башкирского кладбищ можно прочитать почти всю 3-х вековую историю города.

Первые захоронения на территории Екатеринбурга

История екатеринбургских кладбищ началась вместе с основанием города в 1723 году. В этом году в новом заводе-крепости была заложена первая мазанковая церковь, которую в 1763 сменил каменный собор – Собор во имя святой великомученицы Екатерины. Долгое время он являлся главным храмом Екатеринбурга. Именно у его стен был устроен первый городской погост. Второе, Заречное кладбище возникло примерно в это же время и располагалось вдоль крепостной стены за Исетскими воротами, (ныне улица К. Либкнехта). Оно было разбито на два участка: православный и лютеранско-католический. По мере застройки останки из старых могил были перенесены на территорию новых некрополей за городской чертой, а эти кладбища – уничтожены. С приходом советской власти разрушены были и оба храма.

В 2008 году на площади 1905 года во время ремонтных работ были обнаружены около 50 захоронений, первое из которых относится еще к середине XVIII века. Здесь в 1747 году был освящен Богоявленский кафедральный собор, а у его стен которого вскоре возник погост. Хоронили здесь в основном городских священнослужителей и руководителей Екатеринбургской епархии. Подобно Екатерининской церкви, собор был взорван в 1930 году для получения строительного материала, а территории вокруг – закрыты брусчаткой.

Монастырское кладбище при Ново-Тихвинском женском монастыре

В начале 1780-х гг. в Екатеринбурге начался период быстрого роста, и за стенами крепостного вала стали появляться новые некрополи. Одним из них стало Монастырское кладбище, расположенное на территории современной Зеленой рощи на юго-западе города. В 1782 году при нем была воздвигнута деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1809 служившая в кладбищенской богадельне женская община была преобразована в женский монастырь, который получил название Ново-Тихвинского. В дореволюционное время Монастырский некрополь считался одним из самых престижных в Екатеринбурге. В 1925 году на нем было совершено последнее захоронение, а в 1930-х кладбище было полностью ликвидировано. Каменные памятники, произведения камнерезного искусства XIX века, частично пошли на фундаменты и дороги, а железные и чугунные детали отправились на металлолом

Старообрядческие кладбища XVIII – XIX вв.

В середине XVIII века старообрядцы составляли более трети городского населения, и одно из крупнейших старообрядческих кладбищ в Екатеринбурге располагалось восточнее Луначарской улицы, на пересечении улиц Тверитина и Большакова. В начале XIX века здесь был заложен старообрядческий молельный дом, однако достроить и освятить его власти не разрешили. В 1838 году в нем расположился православный Свято-Троицкий кафедральный собор. большевиками в 1930-х гг., он был отстроен после распада СССР и заново освящен Патриархом Алексием II в 2000 году.

В 1842 году старообрядцам под захоронения был выделен новый участок земли по левой стороне Сибирского тракта, а вскоре рядом возникли единоверческие кладбища Спасской и Свято-Троицкой церквей. Все старообрядческие и единоверческие кладбища Екатеринбурга были ликвидированы после Октябрьской революции, а их территорию заняли жилые кварталы и заводы.

Ивановское кладбище

Очень небольшое количество старинных некрополей XVIII – начала XIX вв. сохранилось до наших дней, и Ивановское кладбище – одно из них. Оно было основано при Екатеринбургской тюрьме, и хоронили на нем ссыльных арестантов, которые следовали по Московскому тракту в Сибирь. В 1843 году некрополь был оформлен как кладбище. Вскоре по инициативе екатеринбургского купца Арсения Телегина при нем была заложена Иоанно-Предтеченская церковь. Она примечательна тем, что продолжала службу даже в советское время и сохранилась нетронутой до наших дней.

Сам некрополь такой радужной судьбой похвастаться не может – большое количество памятников было уничтожены после революции, а другие горожане растаскали на новые могилы. Несмотря на это в 1930 – 1950-е годы Ивановский некрополь стал главным кладбищем советского Свердловска. Он продолжал свою деятельность вплоть до 1990-х, когда его закрыли для свободных захоронений. Тем не менее на кладбище до сих пор производятся урновые захоронения.

На Ивановском кладбище похоронены множество выдающихся екатеринбуржцев. Здесь находится фамильный склеп торговой династии Телегиных, которые внесли огромный вклад в процветание Урала, кенотаф «Колумба российского золота», Льва Брусницына, архитектора Константина Бабыкина, основателя архитектурного образования в городе. На Писательской горке стоит мемориал Павлу Бажову, а напротив знаменитого сказочника стоит надгробие Петра Ермакова, участника расстрела царской семьи.

Михайловское кладбище

К середине XVIII относится возникновение еще одного исторического некрополя – Михайловского кладбища. Оно было организовано с правой стороны Березовского тракта (сейчас улица Блюхера) и в то время называлось «Новым». С другой стороны дороги располагались лютерано-католический и еврейский участки. В 1920-х они были включены в его состав, увеличив площадь некрополя почти до 18 га. В XX веке на месте иноверческих секций было принято решение разбить парк.

В 1860-м спустя 25 лет после открытия кладбища екатеринбургские купцы Фёдор Михайлов, Александр Волков и др. спонсировали строительство при нем Всехвятской церкви (Храма во имя Всея Святых). Из них наибольшую известность приобрел именно Михайлов, именем которого в народе прозвали Новое кладбище. В 1890-м он в нем была проведена первая служба. На протяжении большей части XX века храм продолжал обслуживать местное православное население, но в 1961 был закрыт и передан тресту похоронного обслуживания. В 1990-х Всехсвятская церковь была отреставрирована и повторно освящена. На сегодняшний день она является действующей.

Несмотря на неоднократные попытки уничтожить кладбище советским властям не удалось. Сегодня на Михайловском кладбище находятся более 18 тысяч захоронений, в том числе выдающиеся деятели науки и культуры Екатеринбурга: один из крупнейших специалистов в области металлов цветных и редких металлов, Николай Диев, знаменитый астроном Сергей Муратов, автор перевода международного пролетарского гимна «Интернационала» на русский язык, поэт Аркадий Коц и многие другие. Кроме того, Михайловский некрополь известен как место погребения семеро из девяти туристов группы Дятлова, погибших при загадочных обстоятельствах в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области в 1959 году.

Мусульманское кладбище

В западной части Екатеринбурга, на углу улиц Репина, Металлургов и Черкасской расположено старинное Мусульманское кладбище. Несмотря на то, что участок был оформлен как кладбище только в 1879 году, некоторые захоронения на нем относятся к середине XIX века. На момент в городе проживало чуть более 200 мусульман. Последние захоронения здесь были совершены в 1960-х, когда городские власти приняты решение закрыть некрополь. Советский период он пережил в относительной целости и невредимости. Начиная с 2007 года на кладбище проводятся ежегодные субботники

После закрытия городской мечети в 1930г. мусульманское кладбище стало центром жизни выросшей за прошедшие десятилетия общины. Не имея возможности совершать богослужения в храме, исламское духовенство организовало проведение пятничных намазов в кладбищенской сторожке. Службы продолжались вплоть до 1960-х, когда Мусульманское кладбище было официально закрыто. Однако вплоть до 1989 именно здесь проходили все главнейшие исламские праздники.

Возможно, вам будет интересно:

2 декабря 2020